Гражданин России
30 ноября 2017 года человеку, который совершил переворот в отечественном сельхозмашиностроении, исполнится 81 год. Юрий Песков, Герой Социалистического Труда и лауреат Государственной премии Российской Федерации, первый почетный гражданин Ростовской области и член областной Общественной Палаты, бывший генеральный директор завода «Ростсельмаш», кандидат технических наук и автор более 50 изобретений, живет сегодня в селе Ново-Маргаритове Азовского района Ростовской области. В будущем году исполнится 40 лет, как довелось ему возглавить завод-крупнейший российский производитель сельхозтехники, занимающего нынче на отечественном рынке более 70%
Как все начиналось
После восьми лет работы на радиаторном заводе и окончания Ростовского института сельхозмашиностроения он пришел на Ростсельмаш (а это случилось 30 июня 1962 года) и был сразу принят заместителем главного механика завода. Производство комбайнов поразило его тогда своими размерами. Но когда молодой специалист освоился, то понял, что ситуация на заводе критическая. В то время в цехах стояло оборудование, полученное по репарации со времен Великой Отечественной.
В 1966 году его перевели в производственный отдел и поставили заместителем начальника производства по сборочным цехам. В 1968 году под руководством Пескова были собраны (практически вручную, без специального оборудования) первые 30 комбайнов «Нива». Но когда приехал Юрий Александрович на испытания, не увидел разницу между выпускаемым ранее СК-4 и «Нивой» ни по производительности, ни по условиям труда. На свои вопросы по этому поводу ответов от начальства он не получил….
В 1973 году Песков — уже главный инженер завода, тогда же был спланирован выпуск «Нивы»: хлеб в полях стоял стеной, стране нужны были комбайны. Но понял новый главный, что нельзя в страду перестраивать производство (с того самого СК-4 на «Ниву», которая и потерь-то делала больше), да и готов завод к этому не был, хотя начальству отрапортовали совсем иначе…
Тогда на свой страх и риск отправился он в Москву, где благодаря своей настойчивости попал на прием к Алексею Косыгину. Советский премьер поддержал ростсельмашевца, и до конца уборки селу были поставлены 46 тысяч комбайнов СК-4, чье производство удалось сохранить. Тогда в СССР был намолочен рекордный урожай хлеба.
Лучший и отечественный
В году 1975-м Песков попросился в Германию — познакомиться с комбайнами «GLASS». Три дня на этом производстве перевернули его мировоззрение: он даже не представлял, что комбайны могут быть такими — ни по производительности, ни по условиям работы комбайнера. В том же 1975 году три специалиста завода (потом к ним присоединились еще пять) во главе с Песковым стали думать, как же сделать так, чтобы завод в Ростове выпускал комбайны не хуже немецких.
Когда его собирались делать генеральным директором, он не поверил: «Да что вы, у меня мать слово „день“ до сих пор без мягкого знака пишет. Да и „мохнатой руки“ для поддержки у меня нет». «Но ты-то пишешь правильно», — возразили ему. Что он действительно «пишет», как было нужно стране в тот момент, показал на испытаниях в Казахстане первый не очень-то и совершенный вариант нового комбайна: результат весьма впечатлил Кунаева, бывшего тогда первым секретарем ЦК Казахстана. «Лыко было в строку» — в октябре 1978 года Брежнев поднял вопрос о новой уборочной машине для сельхозтоваропроизводителей. Так был запущен сначала в опытное производство, потом — в серию комбайн, получивший название «Дон», первый в стране отечественный комбайн, созданный отечественными инженерами на отечественном оборудовании. Для его выпуска предстояло освоить миллиардные капиталовложения. Но главное — нужно было заставить 33 министерства изготовить необходимые для отечественного комбайна комплектующие: надо ли уточнять, что в то время Песков просто поселился в Москве и своей волей и упорством сделал это. В 1986 году с конвейера Ростсельмаша сошел первый «Дон».
Когда «Донов» стали производить достаточно, другие мощности решено было загрузить кормоуборочной техникой. Так возникло объединение, где под началом Пескова работали 146 тысяч человек и 24 завода.
Ему довелось увидеть и триумф дела, начатого тогда, в 1975-м. Летом 2011-го были устроены соревнования комбайнов в Ставропольском крае. Роторный комбайн «TORUM», произведенный на Ростсельмаше, победил всех этих «Jon Deer» и «GLASS» с таким отрывом, что впору было задаться вопросом: а у их создателей не поменялась ли точка зрения на комбайны, произведенные в России?!…
Город-завод
То, как сегодня выглядит Ростов, в немалой степени заслуга Юрия Пескова. Сегодня область ускоренными темпами строит детские садов.ы С этого же начал и Песков — с детских садов и роддома. Каждый цех у него строил свой детский сад, всего же было их построено 50.
Но нужно строить и жилье: квартирный вопрос в Ростове всегда стоял остро. Людям (к 1996 году на самом Ростсельмаше работали 65 тысяч человек) нужны были квартиры, потому Песков ввел такую норму: каждый квадратный метр производственных площадей должен был сопровождаться квадратным метром построенного жилья. 82 тысячи человек получили тогда квартиры. Была выстроена и своя больница, которую много позже, когда заводу грозил уход в небытие, он уговорил бывшего губернатора Ростовской области Чуба сделать второй областной.
В стране с мясом была «напряженка» — на заводе появляется свой мясной магазин, где торговали продукцией своего же подсобного хозяйства. При Ростосельмаше организованы профтехучилища, где ковались кадры для будущего. Для своих сотрудников-туристов построен клуб «Планета» (работает и сегодня), реконструирован стадион, отремонтирован Дворец культуры
Словом, в городе многие завидовали тем, кто работал на Ростсельмаше
Как удалось его сохранить
Завод сохранился потому, признается Юрий Александрович, что самым дорогим всегда для него в жизни были люди, с которыми он работал. Он знал им цену — тем, кто решил проблему хлеба в стране.
Но когда наступили «веселые времена» 1990-х, он слегка подрастерялся. А тут еще в 1991-м «засветила» ему статья «Измена Родине с целью свержения правительства». Пришлось позвонить Ельцину, с котором Песков был знаком с 1973 года.
Так была отбита первая атака. Потом пошла вторая, третья, среди которых было и настоящее предательство со стороны соседнего государства, поставлявшего «Ростсельмашу» детали более сотни наименований.
После очередного звонка первый президент России спросил: «Сколько нужно времени, чтобы решить проблемы?» Песков попросил полтора года.
Были найдены инвесторы (в лице «Нового Содружества»), которые заверили, что завод выпуск комбайнов продолжит, а долги по зарплате будут погашены. После этого Песков сдал свои акции, его примеру последовали другие акционеры. Так завод был спасен. Это был 2000 год.
А с завода он ушел еще в 1996-м, когда услышал от Черномырдина, что «всем надоел». И это — про Пескова, который мог свободно входить в высокие кабинеты и разговаривать на равных с кем угодно. Про него, который создал один из лучших производств в мире. Про него, прозванного Генералом, который защищал свою армию… Но время все расставляет по своим местам. И вот уже, будучи послом в Украине, Виктор Степанович, побывав в Ростове, попросил Генерала приехать на встречу. По своей привычке бывший премьер тогда долго что-то и о чем-то говорил, но прощения за свои слова так и не попросил…
По-прежнему в строю
Главный вопрос сегодня, по Юрию Александровичу, это подъем села. По его мнению, если поднять сельское хозяйство, оно будет давать прирост не 10 процентов ВВП, как сегодня, а больше — до 20 %.
Он по-прежнему мыслит в государственном масштабе, да что в государственном — в мировом. Помощь селу, по Пескову, идет большая, но нужно менять тактику ее распределения. Ведь большая часть средства уходит в банки в качестве компенсаций части процентной ставки по кредитам, а не достается сельхозтоваропроизводителю. А средства необходимо вкладывать в дороги, водопроводы и газопроводы, в жилье для специалистов, словом, в инфраструктуру села. Но разве не те же требования сегодня предъявляет к своим членам ВТО, куда уже принята Россия?!…
Строго говоря, все это и делается на Дону сегодня. В области есть программа газификации села. Работает свой региональный дорожный фонд. Помогают на Дону с жильем и молодым специалистам, работающим на селе.
По нраву бывшему генеральному и программа помощи селянам в приобретении сельскохозяйственной техники, произведенной в области. Согласно ей 20 процентов стоимости машин возвращается производителям.
А еще, по его мнению, стране нужны много Сколковых, но нужны и большие производственные мощности, которые были бы готовы поглотить все разработки науки. Нужны и инженеры, и подъем их авторитета — и на производстве, и в стране в целом. Этот вопрос Песков считает также одним из главных. Ведь ни финансист, ни юрист, ни экономист никакого прибавочного продукта не дают, они его только проедают. Его дают фрезеровщики, слесари, словом, все те, о новых поколениях которых и заботился Генерал, открывая свои ПТУ — кузницы кадров для завода.
Потому-то он и явился инициатором создания нового технопарка в Ростове-на-Дону, который так и называется «Новый Ростов». Его поддержали банк «Центр-Инвест», региональное агентство поддержки предпринимательство и Ростовский колледж технологий машиностроения.
Побеждать и быть примером для всех — привычка, с годами не ушедшая в небытие. Сегодня в Ново-Маргаритове, где живет Песков, благодаря ему появились водопровод, дорога с твердым покрытием, газ. Юрий Александрович называет «агитпунктом» свой роскошный дом, построенный по собственному проекту, свой двор с высаженными своими руками 500 кустами роз, аккуратно спланированным огородом и самшитовой аллеей, посвященной Ростсельмашу. Это и для себя, и для того, чтобы всем захотелось сделать то же у себя дома. «Тогда, — считает человек, совершивший революцию в отечественном сельхозмашиностроении, — и жить будут все нормально».