Казачья свадьба

казачья-свадьба2

Казачья свадьба. Начало ХХ века

В традициях донской свадьбы слилось влияние обычаев разных народов, а в итоге выкристаллизовались особенности, присущие территории Дона. Но и здесь отличия в том, как гуляют верхнедонские казаки и нижнедонские, могут быть существенны. Об этом рассказала этнолингвист Татьяна Гревцова, кандидат филологических наук и научный сотрудник лаборатории филологии отдела гуманитарных исследований ФИЦ «ЮНЦ РАН».

Татьяна собирает материал по свадьбам с 2005 года. Он касается, в основном, свадеб первой половины ХХ века, которые, в общем, сохранили черты традиционной донской свадьбы.

Ее место

Свадебный обряд — один из главных в жизни человека. Рождение — это переход из ниоткуда в жизнь. Все, связанное со смертью — тоже дело одностороннее. А свадьба — это символическая смерть в одном состоянии и возрождение — в другом. Свадебный обряд превращает биологическое состояние человека в социальное.

 

Встреча-молодых_семейный-ар

Встреча молодых. Семейный архив Л.П.Сидоренко, Зимовниковский район

Традиции казачьей свадьбы считаются частью южнорусской традиции. В ней много черт, которые принесли с собой переселенцы из соседних с Доном украинских областей. Этнолингвист Борис Проценко, долгое время изучавший казачью свадьбу, считал, что она носит общественный характер, то есть, должна быть санкционирована всеми жителями местного сообщества. Потому на нее приходят и те, кого не приглашали: они заглядывают в окна на всех ее этапах, в том числе и разглядывая приданое. Естественно, много зрителей, и когда увозят невесту, и когда идет застолье.

Кто кого выбирает

Вообще-то выбор был за родителями, но молодой человек мог прийти к ним и сказать, что присмотрел девушку. В случае невесты ситуация была строже: она не могла сказать «нет» решению родителей. Когда сваты приходили в дом, невесту они там видеть не могли, да и жениха тоже могло там не быть. Родители оговаривали между собой — какая у кого получается выгода. Хотя существовал и предварительный запрос — готовы ли родители отдать девушку в сватающую ее семью, за конкретно этого молодого человека.

Свататься ходили, в основном, к равным по материальному достатку: богатые не отправлялись свататься к бедным и — наоборот. Бывали и исключения, если речь шла о вдовцах, старых девах.

Правда, если вспомнить классику в виде «Тихого Дона», то Наталья происходила из семьи Коршуновых, семьи состоятельной, а Мелиховы были победнее. Однако вспомним, что девушка была в семье любимицей, которую родители очень хотели видеть счастливой. Поэтому к ее слову прислушались.

Существуют свидетельства о том, что сваты тайно пробирались в дом к родителям потенциальной невесты с тем, чтобы в случае отказа огласка была не столь широкой.

Но вот сговор состоялся. Времени от сговора до свадьбы проходило — как договорятся: все зависело от того, был ли в это время пост или мясоед. Если нужна была в дом работница, то со свадьбой торопились.

Казака старались женить до того, как он уйдет на службу, чтобы успел завести детей. А то, мало ли что могло случиться — войны были тогда постоянными.

Из воли родительской  не выхожу

Смотринами в давние времена могли называть и осмотр дома и подворья жениха (особенно если он — из другого хутора), и знакомство с приданым невесты. Когда все всем уже окончательно нравилось, устраивали рукобитие или запой: звали родственников, соседей, устраивали большое застолье. Невеста могла разливать чай. Ставили молодых вместе, смотрели — подходят они друг у другу или нет. Стороны били по рукам, скрепляя договор.

Чаще всего хлеб-соль приносили сваты. Где-то просто его принимали, где-то хлеб разрезался невестой. Это означало, что невеста согласна на этот брак. А еще смотрели — ровно ли разрежет: если ровно, то и семейная жизнь будет ровной. Если не дорежет до конца — это считалось приметой нехорошей. Отсюда — и выражение «отрезанный ломоть», то есть, уход из своей семьи.

Определялся размер отступных, называемых закладом или зарядом: если какая-нибудь из сторон откажется от брака, то должна будет заплатить нечто вроде штрафа.

На Верхнем Дону определяли еще «кладку». Так называли подарки со стороны семьи жениха, которые дарились невесте.

До свадьбы оговаривалось все — сколько дней будут гулять, сколько позовут гостей, какой будет выкуп за невесту.

После рукобитья у невесты устраивались вечеринки — поночевки, посиделки: на них играли во всякие игры, пели песни, что-то дошивалось из приданого. Последняя вечеринка перед свадьбой — девичник.

Утром накануне свадьбы в дом жениха с песнями приносили приданое, могли его демонстрировать — подбрасывать подушки, махать простынями.

Пекли перед свадьбой и каравай для того, чтобы молодые делили его на свадьбе. Пекла, в основном, родня жениха, и была примета: каравай должен удаться, иначе хорошей жизни у молодых не будет. У донских малороссов сажать каравай в печь приглашали счастливо живущие пары.

Ну и — сама свадьба

Собирая невесту в церковь, подруги пели печальные песни. Если девушка — сирота, то она шла на кладбище, просила благословение у усопших родителей.

Одевая невесту, ей прикалывали булавочки от сглаза, пояс, в который вшивали молитву, надевали под платье — от сглаза, сыпали в туфли мак — опять же от сглаза. Кстати, мак могли насыпать и в обувь и жениху.

Потом жених с друзьями отправлялись за невестой. Их, как и сегодня, сразу к ней не пускали, требовали выкуп — и в воротах, и в дверях дома. Возле невесты, как правило, находились ее младшие братья и сестры, державшие в руках скалки и колотушки для символического устрашения тех, кто пришел с выкупом. Им давали символический выкуп за невесту — мелкие деньги, конфеты.

Невеста ожидала жениха в красном углу, иногда сидя на шубе — чтобы жизнь была богатой. Будущих молодоженов сажали рядом, преподносили небольшое угощение. Выходили они из дома, держась оба за платочек (опять же от сглаза!) и усаживались в свадебный поезд, который отправляется на венчание.

По пути также молодоженам могли перегородить дорогу, требуя выкуп или угощение, так что с собой помощники жениха и невесты брали спиртное и еду.

По дороге молодоженов могла поджидать опасность в виде колдовства и порчи, которые могли распространяться уже на всех гостей. Это выражалось в том, что лошади останавливались, распрягались, поворачивали в другую сторону. Известен рассказ о случае, когда лошади упали замертво. Самое интересное, что все знали, кто колдует. Приходилось отправляться к этому человеку, задабривать его — поднести выпить и закусить. На Верхнем Дону рассказывали, что и в дружки приглашали не абы кого, а того, кто сможет молодых оберегать от таких вещей.

В рассказах старых людей встречаются и сюжеты о столкновении разных сил: колдун хочет навредить молодым, а дружок защищает. В основном, наводили порчу на молодых за то, что не пригласили на свадьбу.

В церкви смотрели на то, у кого быстрей сгорит свеча, что указывало на то, кто скорей уйдет из жизни.

После венчания в доме жениха невесте меняли прическу: волосы завязывали в куль, а сверху надевали колпак, «фальшонку». С этого времени молодая могла носить только такую прическу, чтобы все видели, что она — женщина замужняя.

При встрече в доме жениха перед молодыми разметали дорогу — опять же от сглаза, от порчи — и встречали с караваем и иконой. Вся свадебная процессия проходила под поднятым караваем.

После первых трех рюмок на свадебном пиру начинали принимать дары от гостей — сначала от родителей, потом от друзей жениха. Всем дарившим доставалось по кусочку каравая и по рюмке. На дарах бывали и «зеленые» подарки: могли подарить еще не родившуюся телочку или барашка, невылупившихся гусят. Когда живность рождалась, молодые за ними приезжали.

Список подарков процарапывался на печке, а потом невеста белила эту печку, показывая, что она и это умеет делать.

Первый день гуляли у жениха: родственники невесты — почетные гости, их угощали и развлекали. На второй день наоборот: в доме невесты — родственники жениха становились почетными гостями.

Второй день

 

2-день-свадьбы_-архив-Блохи

Второй день свадьбы. Архив В.И.Блохиной (хутор Донской Азовского района))

Второй день считался балаганным: к примеру, молодую посылают за водой, но донести эту воду до дома ей не дадут. Или специально бьют горшки и заставляют ее подметать. Все испытания были шуточными, поскольку про невесту уже все знали всё.

На второй день наряжались — мужчины женщинами, женщины мужчинами, а также цыганами, врачами. В таких нарядах ходили по хутору, могли украсть кур, сварить из них лапшу и всех угощать. Носили с собой калину или ветки деревьев с красными ленточками — символ чистоты невесты.

Катание-тещи-и-свекрови-на-

Катание тещи и свекрови на тачке. Архив А.Н.Ковалевой (Миллеровский район)

Могли сажать в тачку тещу или свекровь. А покатав, их довозили до речки и там купали, а те, готовясь к таким вещам, надевали на себя что похуже.

В конце некоторых свадеб «забивали чоп» или «концы хоронили» — что означало: в семье женили последнего ребенка. Делалось это так: рыли ямку, туда забивали чурбачок.

После этого свадьба считалась законченной, начиналась будничная жизнь.

Рассказанный вариант свадьбы — усредненный, районы области заселяли люди с разных территорий, потому и свадьбы получались разные, хотя все игрались на Дону.

Читайте также...

Яндекс.Метрика