Как Ростов Клейстом-на-Дону не стал
30 августа 2018 года Ростовская область отметит 75 лет со дня полного освобождения ее территории от фашистских захватчиков. Путь к этому дню длился около двух лет, победа была куплена ценою жизней многих тысяч граждан страны.
В плане «Барбаросса», разработанного гитлеровским командованием для захвата СССР, особое место отводилось южным районам страны — житницам, а также промышленным и сырьевым центрам. Считалось, что захватив их, будет не только подорвана мощь социалистического государства: это нужным образом повлияет на Турцию, заставив ее изменить внешнеполитический курс, поспособствовав вторжению через Закавказье в страны Ближнего и Среднего Востока.
Известное всему миру название Ростова-на-Дону «воротами Кавказа» родилось именно тогда. Потому уже в начале Великой Отечественной в Германии чеканилась медаль «За взятие Ростова», а сам город были намерены переименовать в город Клейст-на-Дону — в честь командующего I танковой армии генерала Клейста.
К 22 октября 1941 года группировка вражеских войск на южном направлении имела в своем составе 13 дивизий — две танковые, две СС — «Викинг» и «Адольф Гитлер».
Однако планы молниеносной войны были сорваны именно на юге: Ростов-на-Дону стал первым крупным советским городом, освобожденным 29 ноября 1941 года тогда еще Красной армией. На плечах отступающего противника не удалось сходу взять ту линию укреплений на западе области, которая получала название Миус-фронт, и к штурму которой довелось приступить опять в августе 1943-го.
По словам научного сотрудника Владимира Афанасенко (Институт социально-экономических и гуманитарных исследований ФИЦ «ЮНЦ РАН»), Советской уже армии в 1943-м на Миус-фронте противостоял настоящий гитлеровский «интернационал». А это воевавшие в составе армии фашистов румыны, финны, итальянцы, венгры, словаки, хорваты, испанцы, норвежцы, голландцы, эстонцы. Так что, говоря о Миус-фронте, можно назвать битву за освобождение области войной всей антибольшевистской Европы против СССР.
Последние исследования ученых-историков говорят об истинной численности войск фашистов, пробивавшихся к кавказской нефти через Дон. Их было более 536 тысяч солдат и офицеров — в три раза больше объявленных ранее, что требует переоценки состоявшихся сражений.
В ночь с 29 на 30 августа полки 416-й дивизии ворвались в Таганрог. Этот боевой успех дивизии был отмечен специальным приказом от 30 августа 1943 года, в котором ей было присвоено почетное наименование «Таганрогская». И в этот же день в Москве это событие было отмечено 12-ю залпами из 124-х артиллерийских орудий. Этот день и считается датой полного освобождения Ростовской области.
Человеческие потери, которые понесла Ростовская область во время оккупации, огромны: около 90 тыс. человек стали жертвами нацизма за эти страшные два года. Более 40 тыс. человек были насильственно вывезены в Германию и погибли. Свыше половины воинов, призванных в армию из донских городов, станиц и хуторов, не вернулись с полей сражений.
Однако Дон сопротивлялся врагу: в городах и районах действовали 167 партизанских отрядов и подпольных групп. За военные подвиги, совершенные на территории области, более 40 человек были удостоены звания Героя Советского Союза. Четверо из уроженцев области были удостоены этого высокого звания дважды, а 57 человек стали полными кавалерами Ордена Славы.
В 2008 году Ростову-на-Дону было присвоено звание «Город воинской славы», в 2012-м это же звание получил Таганрог. Сама область учредила звания «Город воинской доблести» (его получили Азов, Миллерово), «Населенный пункт воинской доблести» (его удостоена станица Тацинская, под которой случился т. н. Бадановский танковый прорыв), «Рубеж воинской доблести» (село Куйбышево, поселки Матвеев Курган, Войково, Тарасовский, села Вареновка, Самбек и слобода Советка Неклиновского района, станицы Вешенская и Еланская Шолоховского района).
Цитата. Летом-осенью 1943 года стратегическая инициатива окончательно перешла от нацистской Германии к Советскому Союзу. После победы в Курской битве и прорыва Миус-фронта советские войска освободили оставшуюся часть территории Ростовской области, затем Донбасс и Левобережную Украину. Таким образом, именно боевые действия на юге страны стали важнейшим шагом на пути к Победе. За этот шаг пришлось заплатить немалую цену — только в боях за освобождение Ростовской области погибли почти 200 тыс. советских солдат и командиров (по данным военкоматов). А общие потери советских войск на Миус-фронте — погибшие, умершие от ран, пропавшие без вести, раненые, пленные и другие — превышают 800 тыс. человек.
Евгений Кринко, доктор исторических наук, заведующий отделом гуманитарных исследований ФИЦ «ЮНЦ РАН».