Кадры для цифровой экономики
Автор этих строк решила выяснить, как готовят в Ростовской области специалистов для экономики будущего, в котором по максимуму будут использоваться информационные технологии. Данные в этой сфере получены из областных минобра и минсвязи.
Какие профессии в тренде уже сегодня
В условиях цифровизации экономики рынок труда уже сегодня подвергается колоссальным изменениям. Все меньше востребованы люди таких профессий, как бухгалтер, юрист, экономист (впрочем, отличные специалисты и этих профессий нужны работодателям всегда!), потребность же в специалистах сферы IT, инженерах огромна.
На конец прошлого 2017 года количество IТ-специалистов в России составила 1, 9 млн. человек. Это — 2,44% от занятого населения. Причем всего 380 тыс. из них — это разработчики программного обеспечения. У стран-лидеров (США, Германия, Великобритания) этот показатель в среднем составляет 4, 3%. Если исходить из того, что для успешной реализации программ цифровизации доля российских IТ-специалистов должна быть не меньше, чем у стран-лидеров, на отечественном рынке труда должны появиться дополнительно 2,05 млн. IТ-специалистов.
А сейчас среднее профессиональное и высшее образование «приводит» в экономику страны в год лишь 60 тыс. человек (45 тыс. из вуза и 15,8 тыс. из среднего профессионального образования), и этого недостаточно, чтобы конкурировать с другими странами по цифровизации отраслей. Для достижения такой цели ежегодный приток IТ-специалистов в экономику должен составлять около 186 тыс. человек в год.
В связи с этим в российский план мероприятий цифровой экономики были внесены новые критерии набора студентов на IТ-специальности. Так, в 2019 году российские вузы примут не менее 60 тысяч студентов, а к 2024 году набор возрастет до 120 тысяч человек.
С младых ногтей
Сегодня дети рождаются с гаджетами в руках. Но даже если они ими не владеют, в детских садах (а нынче дошкольное образование — это первая ступень образования общего) пользоваться электронными книгами их учат. Что же собой представляет программа компьютерной грамотности в донских детских садиках?
Новые методики обучения с использованием электронных девайсов начали появляться в донских детских садах давно — еще в рамках реализации долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Ростовской области на 2010–2013 годы» (за счет средств федеральной субсидии). Эти инновации в дошкольное образование должны помочь комфортной адаптации детей к современным программам в школе. Хотя, когда видишь мальца, который чуть ли не водит носом по экрану смартфона, вообще-то становится не по себе…
Занятия с девайсами в детских садах продолжаются не более пяти-десяти минут, успокоили автора в минобре — более того, все они поначалу проходят под наблюдением опытных психологов и методистов Ростовского областного института повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Сам девайс в открытом виде напоминает книжку и содержит систему навигации, понятную еще нечитающему ребенку. Занятия с ними позволяют развивать произвольную моторику пальцев рук, готовя детей к овладению письмом.
В IT-школу бы пошел…
Уже сказано, что развитие высокотехнологичных отраслей на Дону напрямую связано с количеством и качеством IТ-специалистов. Проект «15 базовых IТ-школ», реализуемый на Дону, позволил открыть профильные классы (10-11-ые) по направлению «Информатика и ИКТ» в школах Ростовской области. В учебном процессе, на факультативах, в рамках внеурочной работы школам предложено использовать методики подготовки в области информационных технологий, разработанных фирмой 1С.
Фирмы 1С и ГК «Гэндальф» бесплатно предоставили школам учебную и методическую литературу и обучили учителей. Также обязательным элементом в рамках этого проекта станет профориентационная работа с учащимися профильных классов в форме вебинаров, экскурсий, мит-апов (встреча единомышленников) с представителями Сообщества 1С. И есть надежда, что после окончания школ выпускники профильных классов станут востребованными абитуриентами в вузах, с которыми сотрудничают фирма 1С и ГК «Гэндальф», а это ЮФУ, МФТИ и многие другие.
Со скамьи колледжа
В области 97 профессиональных образовательных организаций, работающих по основным профессиональным программам среднего профессионального образования. Из них 24 находятся на территории Ростова-на-Дону, и три из них готовят специалистов в сфере IT-технологий: это Ростовский-на-Дону колледж связи и информатики, Ростовский-на-Дону колледж информатизации и управления и Ростовский-на-Дону колледж радиоэлектроники, информационных и промышленных технологий. В год они выпускают 532 человека в год, набор — 663 человека.
И лидер среди них — РКСИ. В колледже для обучения будущих специалистов используются программные продукты ведущих производителей и собственные разработки, элементы электронного обучения и дистанционные образовательные технологии. Все это позволяет выпускникам колледжа быть востребованными на реальном рынке труда. Более того, в 2018 году РКСИ выиграл федеральный грант (82 млн рублей) по направлению «Информационно-коммуникационные технологии». Так что теперь материально-техническая база колледжа пополнится современным оборудованием, отвечающим требованиям мировых профессиональных стандартов.
В РКСИ считают, что интерес у молодежи к отрасли информационных технологий необходимо развивать еще со школьной скамьи. Потому здесь в 2017 году стартовал пилотный проект «IT-фабрика компьютерных гениев» (летний профориентационный лагерь, работающий в несколько смен — прим. автора), а в этом году на базе колледжа открылась площадка федерального проекта «Яндекс. Лицей».
Совет ребятам в помощь
При Совета IT-конструкторов Ростовской области создана рабочая группа под названием «IТ-образование». Тот же проект «15 IТ-школ» — это инициатива членов Совета. Члены Совета-ведущие специалисты IT-сферы проводят акции «Час кода» (специальные уроки информатики, на которых дети узнают о мире о тех возможностях профессионального роста, которые IT-технологии открывают для каждого человека — прим. автора) в школах не только Ростова, но и муниципалитетов области.
Они активно работают с областным Центром детского технического творчества, принимая участие в проводимых им конкурсах и олимпиадах — и не только: ежегодно при участии членов Совета проходит конкурс IТ-проектов Ростовской области, 80 процентов участников которого студенты и молодые специалисты. Cамому младшему его участнику было 15 лет, а самому младшему из участников многочисленных уже хакатонов (соревнований информационщиков на создание прототипа продукта, проходящие в течение 47 часов) оказалось 12 лет. Паренек не только собрал вокруг себя команду, но и завоевал приз зрительских симпатий.
Про «Умный город»
Таганрог вошел в число 38-ми городов России, ставших пилотной зоной подпрограммы «Умный город», входящей в программу «Цифровая экономика Российской Федерации», о чем 28 сентября 2018 года заключено трехстороннее соглашение о сотрудничестве между ПАО «Ростелеком», правительством Ростовской области и администрацией Таганрога.
Цель цифровой трансформации города — в достижении эффективного управления и повышении уровня жизни горожан благодаря инновационным технологиям. В городе будет реализован целый комплекс «умных решений» — «Видеонаблюдение», «Умный домофон», «Умное освещение», «Цифровой учет коммуникационных ресурсов», «Цифровая школа» и другие.
И это позволит управлять инженерной, транспортной и социальной инфраструктурой, мониторить ситуацию в режиме реального времени, анализировать и архивировать данные. Ожидается ярко выраженный экономический эффект: оптимизация расходов на жизнеобеспечение города может составить от 30% до 65% в зависимости от вида ресурсов. Потому особое внимание в городе будет уделено подготовке и переподготовке кадров для цифровой экономики. В результате должна сформироваться комплексная образовательная среда, позволяющая школьнику, студенту, молодому ученому и специалисту получить не только все необходимые знания и навыки, но и доступ к передовым «сквозным технологиям» цифровой экономики.
Кстати. Каждый год Воскресная компьютерная школа Института математики, механики и компьютерных наук ЮФУ выпускает в год более 600 учащихся. Принимаются в нее после тестирования ученики 6 — 11 классов (руководитель — Станислав Михалкович). Школа создана в 1995 году коллективом преподавателей-единомышленников при поддержке декана механико- математического факультета (тогда РГУ) Якова Ерусалимского. Первоначально она работала только по воскресеньям, отсюда и название — Воскресная компьютерная школа.
Цифра. Около 72 млрд рублей из бюджетов всех уровней предполагается затратить на реализацию направлений национального проекта «Развитие образования» на Дону в 2018–2024 годах.