Корейская свадьба
Проживающим на Дону корейцам удалось сохранить многие традиции и обряды своего народа. Этим не могут похвалиться их соплеменники из Южной Кореи: те испытали на себе влияние европейских и американских устоев жизни, потому порой даже удивляются тому, что слышат от приезжающих корейцев-россиян. Однако и здесь постепенно многое уходит в прошлое, хотя большинство обычаев еще можно наблюдать, к примеру, в том, как до сих проводятся свадьбы.
Кстати. Первые корейцы на Дону появились в конце 1940-х годов (поначалу всех с дальнего Востока переселяли в Казахстан). Массовое же переселение на донские орошаемые земли началось в конце 50-х — начале 60-х годов: именно в это время на территории РСФСР начинает развиваться рисоводство. Однако особенно зарекомендовали себя корейцы на Дону в овощеводстве. В настоящее время на Дону корейцы представлены во всех сферах общественной и экономической жизни. В донской столице работает Ростовское отделение Корейского культурного центра.
Сватовство (хонсе мар)
По словам Римы Цай, сотрудницы Ростовского отделения Корейского культурного центра, в прошлом о создании новой семьи прежде всего договаривались между собой родители, причем старались найти своим детям ровню по социальному положению и состоянию. Начиналось с того, что родители жениха посылали дары родителям невесты. Если эти дары не возвращались, значит у них появлялась возможность прийти и посватать невесту.
В наше время договор родителей уходит в прошлое: инициатива перешла в руки молодых людей. Они знакомятся друг с другом, встречаются и, когда решают создать семью, идут к родителям.
По корейским законам сватать едут до обеда и — только мужчины, то есть, жених со своим отцом, дядей и так далее. И переговоры ведутся также только между мужчинами. В наше время дары ушли в прошлое, но сватовство со стороны мужчин остается, причем их обязательно должно быть нечетное число. Они приносят с собой курицу, водку, сладкое. И только после вручения угощения сегодня могут пригласить войти мать жениха — не для участия в сватовстве, а для знакомства.
Жених кланяется родителям, бабушке и дедушке и просит руки их дочери и внучки. Имеет место и некая игра, когда обе стороны выясняют благосостояние друг друга, а также действительно ли молодые любят друг друга.
Если договор состоялся, будущие жених и невеста вдвоем кланяются родителям, дедушке и бабушке. А потом начинается застолье — по старинным обычаям — со сваренной невестой курицей, доказывающей состоятельность ее как хозяйки.
Мини-свадьба (ченчи)
Сразу после договора родители решают — будет ли ченчи, мини-свадьба, на которой знакомятся родственники жениха и невесты. То есть, помолвка. Родственники жениха в ходе ченчи делают подарки невесте, в доме которой происходит ченчи и, приходя сюда, они приносят с собой еду.
Поднося каждый подарок, невесте говорят, от кого он, к примеру, от будущей свекрови. Раньше подарком мог быть отрез ткани, часы, постельное белье, полотенца и так далее. Сегодня, в основном, это золотые украшения. Потом идет знакомство родственников обеих семей.
Но если сторона невесты не соглашается на ченчи, мини-свадьбу не проводят. Если таки она состоится, на второй день после основной свадьбы (день называется «сямири») родственники невесты идут в дом жениха, и невеста должна принести с собой дары для тех, кто одаривал ее на ченчи. Еду для застолья приносят ее родственники. При этом невеста кланяется родителям. В ответ на подарки перед невестой одариваемый кладет деньги.
После ченчи жених и невеста уже считаются мужем и женой, невеста уходит жить в дом своего мужа, а сама свадьба могла сыграться и через год.
Сама свадьба (чянчи)
Основную свадьбу играют обязательно. Когда едут за невестой родственники жениха (сваты «усикундыри»), их должно быть нечетное количество, чтобы в спорных случаях решить дело большинством голосов. А со стороны невесты сватов («усикундыри») должно быть на два человека больше, чем у жениха.
В обязательном порядке невеста к свадьбе должна приготовить зеркало. Вместе с приданым один из сватов (обычно это женщина) привозит это закрытое покрывалом зеркало (символ чистоты и непорочности) в дом жениха, становясь с ним у ворот.
Представители жениха к машине, в которой приехала невеста, кладут мешок риса (он может быть разных размеров) как символ достатка и до ворот укладывают тканевую дорожку (пожелание счастливой жизни). Наступив на мешок с рисом, по дорожке невеста идет в дом. Ей навстречу выходит свекровь, и они обе должны посмотреться в зеркало и друг другу улыбнуться, что является основой их будущих добрых отношений.
— Сегодня, — уточняет Рима Цай, — в Южной Корее такого не делают, а на Дону все это обязательно.
Приданое, которое привозят на машине, нельзя во время переноса его в дом опускать на землю. В доме, где стоит стол с легкой закуской, родители жениха встречают жениха и невесту, а те им кланяются. Сегодня после этого все едут фотографироваться и — в ресторан.
Что на столе
Свадьба обычно идет один день. Раньше согласно старым обычаям на следующий день невеста должна была встать раньше всех, приготовить кашу, сварить бульон и накрыть на стол для родителей.
Сегодня этого, в основном, нет, поскольку молодые стараются жить отдельно от старших.
На самой свадьбе на столе обязательно должен стоять вареный петух. Именно — стоять, и именно сваренный. Для этого его варят целиком в отдельной кастрюле, продев сквозь тушку палку, а потом его ноги вставляют в банку с рисом. В клюве петух должен держать перец. Выглядит вареный петух, прямо скажем, не очень презентабельно, потому его стараются украсить: делают ему огромные глаза из белков сваренных яиц, красят гребень губной помадой, украшают елочной мишурой.
По старым обычаям или в духе нынешнего времени проходит свадьба, но петух на столе обязателен как пожелание любви и многодетности, а перец — пожелание удачи, счастья и богатства. Сегодня иногда петухов заменяют фазанами. На столе обязательно должно стоять нечётное количество блюд.
Гостей, как правило, на корейской свадьбе много, но уже не так, как в прошлые годы, когда могли собраться поздравить молодых до 500 человек. Сегодня число гостей значительно меньше.
Стол жениха и невесты на свадьбе (вместе с петухом) стоит отдельно и он более богато накрыт, чем общий стол. Если со свадьбы начали уходить родственники, а у них есть незамужние дочери, то с этого стола что-нибудь — яблоки, конфеты и так далее — передается в тот дом с тем, чтобы девушки поскорей вышли замуж. Со свадебного стола передаются угощения и тем родственникам, которые по каким-либо причинам не смогли прийти на свадьбу.
Всего же за всю свою жизнь кореец должен накрыть три больших стола — на годовщину жизни ребенка (стол накрывают его родители, и он называется «асянди»), на свадьбу (стол накрывают родители — это «чанчи») и на 60-летие (стол накрывают дети, и он носит название «хвангаб»), охватив таким образом весь жизненный цикл. За стол, накрытый на 60-летие, человек обязательно должен пригласить друга (подружку) — одногодку),
За последним столом человек как бы подводит первый итог прожитой жизни. Со стола, накрытого на 60-летие, угощение раздается всем — с пожеланиями долгой жизни.