Маша и Казачий ерик
К тезису о том, что главным инструментом археологов сегодня является голова (экскаватор, лопата, скребок, кисточка — прилагательные), сегодня добавляется владение информационными технологиями. В этом довелось убедиться во время встречи с Марией Завершинской, сотрудником «Южархеологии». Разговор шел о недавних раскопках в Азовском районе обнаруженного поселения возле хутора Казачий Ерик.
Как выяснилось, под самим хутором находится древнее городище. Первые поселения на этом месте появляются еще в медно-каменном веке. Есть на памятнике культурный слой 4-го века до нашей эры, первых веков нашей эры, конца 11-го — начале 12 веков, самый верхний слой связан со временами борьбы с турками за выход в Азовское и Черное моря.
Законопослушный владелец земельного участка, на котором он собирался строить дом, пригласил исследоватьте 80 кв. м, которые помещение и должно был занять.
Казачий Ерик — единственный сегодня известный памятник археологии, находящийся в южных протоках Дона. Раскопан участок оборонительного рва первых веков нашей эры, который в свое время соединялся с протокой Дона. Городище разделило судьбу Танаиса: жизнь в нем в 4-м веке нашей эры затухает.
Самый интересный момент истории этого места — появление древнерусского поселения в конце 11-го века, связанного с Тьмутараканским княжеством на Таманском полуострове. Завершается история поселения в середине ХVII века, к тому времени основное русло Дона уходило в сторону Азова. Но старое русло нужно было туркам все равно перегородить, чтобы казаки в море попасть не могли. История известная: были построены две сторожевые башни, через русло была натянута цепь. Но все это находилось южнее протоки под названием Казачий Ерик. Попытки турок устроить некое укрепление и здесь успеха из-за действий казаков и московских стрельцов не имели. Потом казаки ерик расширили и в море все равно уплывали. Античный ров городища оказался срытым именно в ходе этих земляных работ. Сегодня эта протока опять оживает: если наложить карту довоенную и современную, то заметно, что городище за прошедшее время успело потерять около 50 кв. м. того берега, на котором расположено. То есть, Дон показывает свой характер: где считает необходимым, там и течет.
Находок много, они сейчас обрабатываются. Есть наполовину отреставрированный русский горшок, как и положено горшку в печи, закопченный донельзя. Есть полностью отреставрированный горшок хазарского времени. Хазары здесь долго не задерживались, образуя временные стоянки для рыбной ловли.
А есть настоящее чудо, прямо-таки подарок к Международному женскому дню — обломок женского стеклянного браслета, да не простой, а из витого стекла (техника, завезенная на Русь из Византии). После тщательной очистки браслет заиграл всеми красками: разноцветные стеклянные нити (естественно, в расплавленном состоянии) переплетены в нем, образуя в ярком свете радугу.
Мария Завершинская — научный сотрудник НП «Южархеология», руководитель прошедших в Азовском районе раскопок. И это не первый ее выход «в поле». Именно на Марию был выписан «открытый лист», позволяющий вести раскопки на Кобяковом городище пару лет назад. Именно Мария Завершинская при помощи способа фотограмметрии восстановила по фрагментам полный облик каменной бабы, которую разбили грабители курганов и которые были найдены в Красносулинском районе («Живой Ростов» писал об этих исследования в материале «Красавица из Бургусты»).
Именно Маша и показала автору этих строк так оформленные результаты исследований, как, судя по всему, и нужно сегодня их представлять. «Сегодня? — смеется Маша. — Да зарубежные археологи так работают с 1980-х». Речь идет о том самом методе фотограмметрии, с помощью которой создается 3D-модель найденных артефактов. Обучались этому ростовские археологи в прошлом году на международной школе-семинаре, которая прошел в Новосибирске.
Про найденный горшок хазарского времени уже сказано. Он был обнаружен в захоронении женщины лет 30–35 на городище Казачий Ерик. Так вот сегодня, как выясняется, у исследователей нет нужды в художниках и архитекторах. Данное захоронение было сфотографировано 52 раза с разных точек. Снимки загружены в программу Agisoft PhotoScan, и вот оно — трехмерное изображение погребения, которое на экране монитора можно рассмотреть с разных точек. Ну, чем не чудеса?!
Но это еще — что: по словам Марии, съемки с квадрокоптеров позволяют создавать цифровые модели курганов — главных памятников археологии Ростовской области.
Сама Мария Завершинская — прекрасное доказательство того, что лишними знания и умения никогда не бывают. В НП «Южархеология» она пришла как художник, закончив художественно-графический факультет Ростовского педагогического университета. Поработав три года (а археология, она такая — затягивает в себя, не спрашивая разрешения), Мария отправилась в магистратуру получать новую специальность. И теперь она — не просто дипломированный археолог, копавший и Кобяково городище, а также исследовавший территорию будущего ветропарка, но и как художник-создатель при помощи цифровых технологий весьма выразительных образов прошлого.