Кванториум и кванторианцы
В Ростове-на-Дону в рамках национального проекта «Образование» уже несколько месяцев работает детский технопарк «Кванториум», в котором более 800 школьников донской столицы получают дополнительное образование в квантумах — объединениях по различным образовательным направлениям.
«Живой Ростов» решил познакомиться с обитателями технопарка и узнать, чем же этот парк отличается от обычных кружков детского технического творчества.
Расположен первый в Ростовской области детский технопарк в правом крыле главного корпуса ДГТУ. Техника — техникой, но для всех юных технарей существует обязательная культурная программа, уточнила преподаватель «Кванториума» Елена Остривная и подчеркнула: «Для всех — без исключения!» Она же объяснила, что название направлений работы — квантумов — сложилось из двух слов — квант и ум. Их, квантумов, в технопарке — семь: Аэроквантум (создан на базе Областного центра детского технического творчества), Биоквантум, IT-квантум, Робоквантум, Энерджиквантум, Хайтек-цех. Можно попробовать себя реализовать в одном квантуме, можно поработать во всех квантумах по очереди, выбрав занятие по душе.
Как сюда попасть и чему здесь учат
Занятия в квантумах построены так: вводный модуль, на прохождение которого набирают всех желающих, основной модуль и модуль повышенного уровня. Желающих, естественно, много (уровень получаемых знаний весьма высок и обучение бесплатно), однако и первый уровень обучения (вводный модуль) проходят далеко не все: кто-то понял, что не туда попал, у кого-то прилежание подкачало и так далее. Обучение в каждом из модулей длится три месяца.
Проектная деятельность здесь — в основе всего и вся: речь о том, чтобы определить проблему, найти пути ее решения и воплотить все это в жизнь, понимая при этом, во сколько это воплощение обойдется реализатору. Как уточняет специалист «Кванториума» по проектному управлению Анастасия Калиниченко, проектный подход предполагает также умение распределить роли в команде, взять на себя ответственность за часть работы, умение договариваться с коллегами по проекту, реальную самооценку.
Цифра. В 10 городах области — Азове, Батайске, Волгодонске, Гукове, Каменске-Шахтинском, Новочеркасске, Новошахтинске, Таганроге, Шахтах помимо уже работающего в Ростове-на-Дону будут созданы современные детские технопарки «Кванториумы».
Выбирай на вкус
Биоквантум, где занимаются всем живым, поразит воображение любого посетителя хотя бы своей аэропоникой. Это тот самый вариант, когда растения идут в рост в отсутствие земли: преподаватель Роман Бочков эффектным жестом открывает занавеску, которая закрывает нижнюю часть стеклянного аквариума, демонстрируя корни совсем немаленьких растений, которые… висят в воздухе. Эти корни с помощью форсунок постоянно орошаются раствором. Питательные вещества в нем появляются за счет жизнедеятельности проживающих там рыб. Растения в ходе роста, в свою очередь, выделяют продукты жизнедеятельности, рыбы ими питаются — словом, идет круговорот питательных веществ в замкнутом пространстве, не требующий вмешательства человека.
Девятиклассника Семена, встреченного в Биоквантуме, интересует генетика: в «Кванториум» он пришел, так как здесь есть возможность работать как руками, так и головой. Один из проектов Семена посвящен агробактериям, которые уничтожают сорняки на полях, не трогая при этом выращиваемые зерновые. В сотрудничестве с IT-квантумом им в ходе работы сравниваются гены полезных растений и сорняков, то есть, борьба с сорными растениями вышла у Семена на генетический уровень.
В Энерджиквантуме десятиклассник Артем Смаглюк занят проблемой повышения КПД солнечных батарей. Он предлагает использовать «принцип подсолнуха» — поворот корзинки цветка вслед за солнцем. Фоторегистраторы будут определять положение светила и поворачивать батарею вслед за ним. Энергия для поворота вырабатывается «не отходя от кассы» теми же батареями. В этом квантуме можно увидеть и модель автомобиля на водородном топливе (действующую!).
В Хайтек-цехе шестиклассница Ангелина и ее коллеги на компьютере создают модели, задания по созданию которых передаются на 3D-принтеры, «распечатывающих» задумки ребят, словом, налицо замкнутый цикл: мини-конструкторское бюро и мини-цех по производству. «Считайте, своя Силиконовая долина, где идея доводится до материального объекта», — пояснила Елена Остривная, аки Вергилий ведущая «Живой Ростов» по кругу квантумов.
В квантуме промдизайна уже разработали удобный столик для резки овощей и дозатор для зубной пасты, в разработке — функциональный пенал с отсеком для компактного зарядного устройства. В робоквантуме, объяснил преподаватель Михаил Вернези, сначала в ускоренном варианте изучают программирование и конструирование, а затем занимаются созданием полезных автоматов. Так, роботизированная «рука» может быть использована на сборке автомобилей. Собран и робот, убирающий мусор.
В самом популярном (среди родителей) IT-квантуме, объяснил преподаватель Николай Коваленко, работа идет по трем направлениям — создание сайтов, игр и работа с интеллектуальной информацией. Воплощенный в жизнь проект, который демонстрируют всем гостям — это работающая модель «умного дома». Созданным здесь сайтом интернет-магазина заинтересовались серьезные организации.
Месяц назад в Кванториуме открылось медианаправление для школьников — КвантМедиа. Здесь ребята учатся основам журналистики и SMM, коммуникативным навыкам
Кто здесь учит
По словам Сергея Савченко, директора «Кванториума», большая часть его сотрудников, как и он сам, пришли сюда из «Гаража», промышленного коворкинга ДГТУ. Для проектной деятельности, уверен Сергей Евгеньевич, формат классической педагогики не подходит: нужны другие формы передачи информации. Сегодня, как ни печально это звучит, для подростка педагог — далеко не всегда авторитет. Он скорее послушает более чем он, осведомленного сверстника, чем рядом находящегося взрослого. Потому здесь стараются стать для ребят своими, делая вместе общее дело. Короче, педагоги здесь выступают не учителями, а наставниками.
А еще здесь придумали кванткоин — валютную единицу для внутреннего пользования. Очки за презентации проектов, которые делают ребята, конвертируются в валютные единицы, которые накапливаются на расчетных счетах команд квантумов. Они обмениваются услугами и продуктами за кванткоины согласно составленным договорам: можно, например, взять в аренду дополнительный компьютер. То есть, здесь еще обучают в игровой форме и предпринимательской деятельности.
Остается добавить, что оборудованию «Кванториума» ( оно стандартно для всех 50 созданных в России детских технопарков, куда вложился на 80 % федеральный бюджет и на 20 % — региональный) может позавидовать любая научная лаборатория — столько здесь компьютеров, 3D-принтеров, станков с программным управлением и прочих приборов. И все это работает на реализацию идей и фантазий подрастающего поколения, то есть, нашего будущего.
При «Кванториуме», как и при многих учреждениях допобразования, летом будет работать лагерь: здесь пройдут «инженерные каникулы» — как и во всех «Кванториумах» России. Но в Ростове обещают нечто особенное — то, чего не будет ни у кого. Об этом «Живой Ростов» обязательно расскажет своим читателям.