Чудесный мир семейного театра
Театральная студия, в которой занимаются дети с ограниченными возможностями, готовит к постановке музыкальный спектакль по произведению Маршака «Сказка о глупом мышонке». На его репетициях в Донской государственной публичной библиотеке побывала автор этих строк.
Радость и удовольствие
По словам генерального директора автономной некоммерческой организации «Арт-просвещение»Татьяны Новоселовой, уже полтора года раз в неделю в зале, предоставленном ДГПБ, проходят репетиции театральной студии творческого семейного клуба «Чудесная страна». «Мы сейчас готовим музыкальный спектакль, дети учат песни, занимаются с хореографом, словом, каждый раз погружаются в творческую атмосферу», — рассказывала Татьяна Алексеевна, стараясь, как в настоящем театре, хранить интригу до премьеры. Однако она проговаривается, что в этом году «Арт-просвещение» выиграло два гранта — президентский «Театр возможностей» и «Театр в библиотеке» в рамках национального проекта «Культура».
На сентябрь намечена премьера спектакля, в котором роли, пусть и небольшие, имеют все дети семейного творческого клуба.
— Репетиции для ребят, — утверждает Татьяна Новоселова, — радость и удовольствие. Поначалу детей с трудом собирали в зале библиотеке: кто-то норовил побегать по этажам, кто-то пускался играть, кто-то пел песни. Но за полгода все они поняли, что все происходящее на репетициях им нравится. Они подружились, что для детей-аутистов, которые склонны к одиночеству, необычно. Так, девочка Даша с радостью сообщила Татьяне Алексеевне, что ей позвонила Сабина, то есть, 15-летней девочке впервые кто-то позвонил, кому-то она оказалась нужна.
Творчество стало образом жизни не только для этих детей, но и их родителей. Потому и их решено было привлечь к участию в постановках. А сам театр получил гордое название «Семейный детский театр». И мечтает Татьяна Алексеевна о том, чтобы у их театра появился куратор от Ростовского отделения Союза театральных деятелей России: предварительные переговоры насчет наставников уже прошли.
Зачем всем помогающим это нужно
Как считает Ирина Корнеева, ведущий библиотекарь отдал искусств ДГПБ, библиотека как социальный институт позволяет особенным детям почувствовать себя полноценными членами общества. Более того, часть из них уже стали нашими читателями, сказала Ирина, и посещают городской абонемент. Одна семья приходит в нотный абонемент, другие посещают выставки, которые в отделе искусств устраиваются постоянно.
Ирина Кругленко, студентка первого курса актерского отделения Ростовского филиала ВГИКа, не только занимается в семейном театре движением, но и выступает в роли хореографа. Работает с ребятами она в течение месяца, но, подчеркнем, работает, поскольку пришли с ней несколько будущих актеров, а продолжает заниматься с ребятами она одна. «Здесь интересно, — объяснила она причину того, что осталась и не ушла. — Ребята такие разные, стараются, а вы бы видели, как стараются вместе с ними родители! Главное — что всем это нравится».
Воспитание успехом
Руководит семейным театром режиссер Александр Рыбин, который признался, что специально подобрал такой материал для воплощения на сцене, чтобы у каждого ребенка была роль хотя бы на несколько слов. «Мы в этом спектакле решились на то, чтобы наши дети не только говорили, но и пели, — рассказал Александр. — Поэтому был приглашен композитор, который сочинил для нас музыку, а слова мы написали сами. Так у каждого появился свой зонг. Мы выстраиваем спектакль, чтобы ребенок с помощью находящихся рядом своих родителей, бабушек или дедушек смог раскрыться».
Александр работает с особенными детьми семейного театра уже около двух лет. А вообще-то он восемь лет руководит театром «Преображение» при храме Георгия Победоносца в Ростове-на-Дону, и особенные дети к нему в театр приходили. В его спектаклях принимала участие девочка, которая почти не видела или мальчик с ДЦП, всем он находил место на сцене. Но тут все дети особенные, потому помощь родителей в работе с ними бесценна.
Режиссер ставит с особенными детьми в этом семейном театре уже третий спектакль и рассказывает, как преображаются в ходе репетиций эти ребята: «Если на первом спектакле мы ограничивались небольшими монологами, то в этом, третьем (а это „Большой концерт для маленького мышонка“ по небольшому стихотворению, которое мы развернули в целую пьесу), у каждого своя большая оригинальная роль. Дети с родителями с удовольствием учат текст и с не меньшим удовольствием выходят потом на сцену».
— Когда идет спектакль, на сцене не видны особенности детей, — считает Александр. — А в зале у некоторых зрителей наворачиваются слезы за успех этих ребят: ребенок ведь по-настоящему проживает жизнь своего героя. А в финале спектакля, как правило, звучат и «браво!», и на сцену несут цветы. Нас даже пригласили выступить в одной из музыкальных школ города со спектаклем «Муха-Цокотуха». То есть, уже случились настоящие гастроли.
Режиссер считает, что эта постановка важна для самих детей, но в Ростове нет другого любительского театра, где бы занимали в своих постановках особенных детей. Так что важен сам факт его существования.
Что видят близкие
— Этот театр стал играть большую роль в жизни нашей семьи, — сказала Светлана Глущенко, — у моей Маши тяжелое нарушение речи, и до прихода в студию она не могла выучить даже четверостишье. А в спектакле «Муха-Цокотуха» ей дали сразу ведущую роль. Я думала, что мой ребенок, который не улавливает простейшие ритмы, не справится. И вдруг она начинает говорить и за три месяца выучивает весь текст. А сейчас она занята в музыкальном спектакле: она поет, чего раньше она не делала никогда! И она начала танцевать. И я вижу, как она сюда стремится, как хочет общаться с другими ребятами, потому студия стала для нас родным домом.
— Я пришел сюда с сыном Роланом, ему 14 лет, — рассказал отец подростка Эдуард Тоноян. — Он занимается в этой студии уже второй год, в «Мухе-Цокотухе» он играл одного из тараканов. В новом спектакле у него главная роль — Мышонка.
Попали сюда отец с сыном по объявлению. Приехали, познакомились, понравилась сама обстановка. Папа утверждает, что с сыном произошли большие изменения: он стал более раскованным, чувствует себя свободным
Выставка
А еще театр так повлиял на детей, что они стали рисовать. На третьем этаже ДГПБ открылась выставка этих ребят, и Маша Глущенко с удовольствием показывала свои работы. Дело в том, что Маша не в первый раз принимает участие в спектаклях: в прошлом году она исполняла, как уже сказано, роль Мухи-Цокотухи. А в этом году она нарисовала свою героиню и представила ее портрет в данную экспозицию.
«Развеской» выставки занимались волонтеры из Ростовского художественного училища имени М. Б. Грекова.
Еще один папа принес на выставку художественные работы двух своих дочек — Марины и Валерии. Валерия держала в руках свою работу «Восход на море» — яркую, фантазийную. Она и в спектаклях, как выяснилось, занята. В «Большом концерте для маленького мышонка» она играет Лошадь. И поет, а голос у девочки — прямо-таки грудное контральто.
Что для них сделано
По словам заместителя министра культуры Ростовской области Тамары Шевченко, библиотеки региона оснащены оборудованием для помощи людям с особыми потребностями. Так, Донская государственная публичная библиотека имеет два гусеничных подъемника для передвижения по лестницам инвалидов-колясочников. В ДГПБ также имеются три кресла-коляски, которые позволяют посещать различные залы библиотеки людям с нарушением опорно-двигательного аппарата. Информационная доступность здесь обеспечена на 100%: это и бегущая строка, и таблички с пиктограммами и шрифтом Брайля, информационное табло. Это позволяет всем читателям пользоваться всем информационным ресурсом, который имеет самая крупная библиотека юга России.