Заглянуть в лицо жителя Азака
В Азове, известном тем, что воткни лопату в землю — наткнешься на артефакт, сегодня идут раскопки на месте будущего благоустройства набережной реки Азовки. О том, какие находки здесь обнаружены, удалось расспросить старшего научного сотрудника лаборатории археологии ЮНЦ РАН, кандидата исторических наук Бориса Раева, курирующего исследовательскую работу на раскопе.
История вопроса
Пока назвать набережной обрыв, ведущий к реке, даже язык не поворачивается: настолько он, что называется, запущен. Однако в планах администрации города этот спуск, носящий имя Молокова (советский полярный лётчик и военачальник, участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году, обладатель третьей по счету Золотой звезды Героя Советского Союза, генерал-майор авиации — прим.ред.), благоустроить, сделав туристическую привлекательность города еще привлекательней.
Как сообщает официальный сайт администрации города, здесь появится новая смотровая площадка после проведения археологических раскопок. … Проведена необходимая конкурсная процедура по определению подрядчика. Победителем конкурса стала фирма «Кубаньархеология», с которой заключен муниципальный контракт».
Местные жители, по словам археологов, говорят и о строительстве пандуса для инвалидов на месте раскопов.
Что нашли
Весь обрыв входит в территорию памятника археологии, в том числе — и место, где археологи копать не будут, так как искать там уже нечего после возведения лестницы и прочих земляных работ разного времени, считают ученые.
Ниже обрыва располагается терраса. По словам Бориса Ароновича, она «сползла» с уровня основной площади, возможно, во времена Азака, если не ранее.
Археологи наткнулись на ров времен железного века, скорее всего, он отделял могильник от жилой территории городища. Из своей практики археолог предполагает, что городище могли населять меоты, переселившиеся в эти места с Кубани: им свойственна такая практика — отделять проживание людей от кладбища. Само это поселение, судя по всему, разрасталось из-за увеличения числа жителей, и граница между «городом живых» и «городом мертвых», сопровождающаяся засыпанием предыдущего рва, сдвигалась. Но окончательно назначение рва можно будет сделать, раскопав не этот небольшой фрагмент площади, а гораздо больший.
Во время беседы с Раевым один из членов экспедиции расчищал захоронение с человеческим скелетом. «Обнаруженные останки еще девяти человек мы уже убрали, — говорит ученый, показывая на еще два холмика, под которыми скрываются следующие два захоронения. Все они — времен средневекового Азака. Обнаружены и хозяйственные ямы этого времени с керамикой и большим количеством костей животных с насечками от ножа, что свидетельствует о мясоедстве жителей.
Азовские музейщики утверждают, что это ямы более раннего времени, но фрагменты керамики вроде бы говорят об обратном, что требует дополнительного их изучения.
Найденные останки не имеют при себе никаких материальных вещей — атрибутов, что позволило бы точно определить их возраст. «Мы обнаружили мусульманские захоронения, а традиции были таковы, что человека хоронили в саване. Возможно, одежда и была на человеке, но она со временем исчезла. На десять погребений мы обнаружили лишь одну маленькую сережку из бронзовой проволоки». То есть, захоронения «голые», как называют их археологи.
Как они выглядели
Наполовину освобожденный из земли скелет человека смотрится субтильным. Отвечая на вопрос, а как все-таки они, жители Азака, выглядели, Борис Аронович отвечает: «Мы не их описать по данным останкам. Дело в том, что в земле кости человека под давлением земли немного расползаются, так что разговоры о том, что находят в погребениях бронзового века настоящих гигантов, надо принимать на веру с осторожностью».
А по поводу откопанных скелетов пока и можно сказать об их обладателях, что были они действительно субтильны. Впрочем, последнее слово — за специалистами-антропологами.
И все-таки археологические «окна»
Благоустройство — это замечательно, но, как известно, «альфа» и «омега» археологического туризма — археологические «окна». Речь о том, что часть раскопа с находками оставляют под стеклом, чтобы желающие могли увидеть артефакты на месте их обнаружения. Такие «окна» были обещаны на улице Станиславского в Ростове-на-Дону, но улица «закатана» в асфальт. Лишь отмостка Покровской церкви на Большой Садовой да часть старой набережной под стеклом в донской столице могут порадовать любителей археологии.
А вот в Одессе на той же набережной таких «окон» более чем достаточно — не говоря уже о других городах, которые бережно относятся к наследию. В Азове же они просто «просятся» к обустройству. Так и виделись они на Петровском бульваре, но кто же этих археологов послушает?!…
Так, может быть, хотя бы одно из обнаруженных захоронений (или его реконструкция) на раскапываемом спуске сможет предстать взору как туристов, так и жителей Азова?…