Учимся по-новому
Внесшая изрядные изменения в образовательный процесс не только на Дону, но во всей России пандемия саму образовательную деятельность не остановила, но разнообразила донельзя. И если в прошлом году все внимание в рамках нацпроекта «Образование» было уделено материальной базе коррекционных школ, то в этом — внедрению новых форм в сферах основного образования и образования дополнительного.
Дистанционка
Занятия в общеобразовательных школах области начались, как и было запланировано, после весенних каникул, правда, при этом встречались ученики и учителя теперь в он-лайне. Видеоконференции были вовсе не новостью, но их массовое использование пандемия подвинула на два-три года.
Не всем хватало дома компьютеров — особенно в многодетных семьях. Многим на помощь пришли депутаты ЗСРО, подарив необходимые для учебы гаджеты, приобретенные за собственные средства.
ЕГЭ-2020 проходил в два этапа с соблюдением мер профилактики: первый — с 3 по 25 июля, второй — с 3 по 8 августа. В Ростовской области в основной период экзамен сдали более 16 тысяч человек, из которых 5776 получили 80–100 баллов. По данным донского минобра, 96 работ получили оценку в 100 баллов. Из них — две по географии, 11 — по литературе, 15 — по информатике, 16 — по русскому языку, шесть — по математике, 15 — по истории, две — по физике, 11 — по обществознанию и 18 — по химии.
Вступительные экзамены в вузы в этом году также были проведены в дистанционном формате, и руководству многих высших учебных заведений это понравилось. Документы можно было подавать и без результатов ЕГЭ: их приемная комиссия получала автоматически из федеральной информационной системы. Даже творческие экзамены было решено проводить онлайн, при этом в том же ЮФУ использовалась система прокторинга, которая помогала отслеживать самостоятельность прохождения студентами вступительных испытаний.
А вот в Ростовском художественном училище имени М. Б. Грекова впервые при поступлении был проведен конкурс аттестатов абитуриентов, и, по словам представителей администрации, уровень принятых на первый курс в этом году в лучшую сторону отличался от прошлых лет.
Современная школа
Точки роста — часть нацпроекта «Образование», структурное подразделение федеральной сети центров образования гуманитарного и цифрового профилей. Проект даст возможность школьникам из малых городов и сельских территорий получать знания и умения с помощью современных информационных технологий и средств обучения. В нынешнем учебном году в регионе стартовала работа 42 таких центров.
И дело даже не в новом оборудовании, которое получили для «Точек роста» школы, а в новом подходе к обучению. В Точке роста стираются границы ученик-учитель. В кабинетах нет парт, их заменяют модульные столы. В Точке роста используется вытягивающая модель образования с взаимным уважением всех участников образовательного процесса и мотивированием детей к получению новых знаний. То есть, если ребенок желает получить знания, то он сам ищет возможность это сделать, сам ищет способы решения конкретной проблемы или задачи. Его направляет наставник, но инициатива исходит от самого ребенка.
Педагогов обучат и оценят
В декабре 2020-го в Ростовской области начнут свою работу центры непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и оценки профмастерства и квалификации педагогов. Центры откроются в рамках реализации мероприятий регионального проекта «Учитель будущего (Ростовская область)» национального проекта «Образование». Ключевая идея проекта — создание в образовательной среде Дона «точек роста» для профессионального и карьерного «лифта» педагогов, занятых в системе общего, среднего профессионального и дополнительного образования детей, адаптация к меняющимся условиям профдеятельности и социальной среды. При этом оценка профессионального уровня будет осуществляться по инициативе самого педагога.
Всего на создание центров из федерального и областного бюджетов направлены более 86 млн рублей.
Допобразование — выбор будущей профессии
В 2020 году появился первый мобильный детский технопарк (кванториум), который своей работой будет охватывать шесть муниципальных районов в учебный год. Школьники в сельских территориях смогут знакомиться с геопространственными технологиями, изучать программирование, виртуальную реальность, промышленный дизайн, робототехнику. В 2020 году на приобретение передвижного комплекса было выделено 16,9 млн рублей. Уникальное обучение в 2020–2021 году пройдут более тысячи детей из Неклиновского, Матвеево-Курганского и Кагальницкого районов.
В уходящем году 164 воспитанника регионального центра выявления и поддержки одаренных детей «Ступени успеха» внесены в государственный информационный ресурс об одаренных детях. Региональный центр «Ступени успеха» был создан в области в январе 2019 года. Набор в центр, где работают группы олимпиадной подготовки, проходил на конкурсной основе. За это время здесь проведено восемь интенсивных профильных смен по 12 предметам. Ребята были обеспечены проживанием, питанием, проводились профильная и культурная программы.
В 2020-м 79 воспитанников центра стали призерами Всероссийской олимпиады школьников. Кроме того, возможность получать знания у лучших преподавателей есть не только у тех, кто приезжает в центр. В области в 2020-м стартовал проект «Мобильный тьютор», в рамках которого команды педагогов и психологов центра выезжают в территории области и проводят занятия с учащимися и педагогами по подготовке их к олимпиадам высокого уровня. В 2020 году такие встречи состоялись в 53 территориях с 1247 школьниками и 165 педагогами муниципальных школ.
Также в Ростовской области в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» нацпроекта «Образование» велась работа по созданию ресурсного центра допобразования на базе областного экологического центра. Уже создан специальный навигатор дополнительного образования, налажено сотрудничество областных учреждений допобразования с лучшими вузами региона — ЮФУ, ДГТУ, а также с «Роствертолом», «Ростелекомом», спортивными федерациями.
Наука и «цифра»
На базе Донского государственного технического университета состоялось открытие ключевого центра дополнительного образования детей «Дом научной коллаборации» имени А. С. Попова (ДНК ДГТУ). Учреждение создано в рамках регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Для оснащения ДНК ДГТУ в 2020 году из федерального и регионального бюджетов выделены 10,6 млн рублей. Вести занятия здесь будут наставники, прошедшие обучение в учебном центре «Сколково. В Доме научной коллаборации будут реализованы такие образовательные проекты, как «Детский университет» для учеников 5–9 классов, «Малая академия» для старшеклассников и студентов, осваивающих программы среднего профессионального образования, уроки «Технология» и «Биология» как сетевые формы реализации дополнительных общеобразовательных программ с использованием инфраструктурных, материально-технических и кадровых ресурсов ДГТУ, «Педагог К 21», рассчитанная на освоение современных компетенций педагогами региона.
Первый в регионе детский центр цифрового образования «IT — куб» открылся в донской столице на базе Дворца творчества детей и молодежи в Ростове-на-Дону. «IT-куб» — это центр подготовки детей по дополнительным общеобразовательным программам, направленных на ускоренное освоение актуальных и востребованных цифровых компетенций (знаний и умений). Его главная задача — создание уникальной атмосферы технического творчества, в которой дети будут не просто изучать информационные технологии, а попробуют себя в качестве разработчиков авторских программных проектов. Образовательные программы рассчитаны на школьников в возрасте от 8 до 17 лет. В центре ребята смогут изучить языки программирования, основы кибербезопасности и робототехники, а также разработку мобильных приложений, виртуальной и дополненной реальности.
Центр детского цифрового образования «IТ-куб» создан в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование». В будущем году такой же центр появится и в Волгодонске.
Мастерство — из рук в руки
Третья Международная академия струнных инструментов под патронажем народного артиста СССР Юрия Башмета в Ростове-на-Дону работала в ноябре в Ростовской государственной консерватории имени С. В. Рахманинов.
Для проведения мастер-классовАкадемии были приглашены четыре прославленных музыканта. Открыли нынешнюю серию мастер-классов профессор, народный артист РФ Александр Бобровской (альт), концертмейстер группы виолончелей Большого театра России Петр Кондрашин (виолончель) и преподаватель Московской консерватории Григорий Кротенко (контрабас). Завершил осеннюю серию лауреат Международных музыкальных конкурсов Алексей Гуляницкий (скрипка).
Одна из главных задач работы Академии — возрождение традиций, присущих русской школе игры на музыкальных инструментах, а также возобновление культурных связей между странами постсоветского пространства.