Безопасность – прежде всего: так и до «умного» банкомата недалеко

валюта

Проект «Фрод-мониторинг валютообменных операций в кассовых узлах банка» был реализован банком «Центр-инвест» для повышения эффективности контроля за совершением операций обслуживания клиентов и своевременного предотвращения возможных злоупотреблений. Подробности «Живой Ростов» решил выяснить у директора по инновациям банка Юрия Богданова.

— Начнем с уточнения терминологии. Что такое фрод-мониторинг как таковой?

— Он предназначен для оценки финансовых транзакций с точки зрения мошенничества.

— А что такое технология машинного зрения в банковском деле?

— В данном случае искусственный интеллект анализирует информацию, поступающую с видеокамер.

— Ну и напомним читателям, что же подразумевается под «искусственным интеллектом»?

— Это самообучающиеся программы с определенными алгоритмами. Они получают информацию в виде набора снимков, видеосюжетов или текстов. Программа строится таким образом, чтобы находить отличия или похожесть одних изображений от других, либо проводить аналогичный анализ текстов. С каждый разом такая система делает это быстрее и эффективнее, совершенствуя свои алгоритмы, это и называется «машинным обучением».

— Как работает эта технология в случае проведения банковских операций?

— С помощью этой технологии проводится анализ поступления денежных средств без фиксации изображений клиента или сотрудника. Идет распознавание самих купюр и — гипотетически — даже их суммы, также идет сравнение того, что в данном случае вводится в информационные системы, и при несовпадении поступает сигнал об ошибке или злоупотреблении.

— Не секрет, что хакеры у нас очень талантливы. Возьмут и сломают вашу систему. Что-то на сей предмет предусмотрено?

— Чтобы хакеры не добрались до информационных систем банка, они защищены сетевыми экранами, антивирусами и другими стандартными и нестандартными средствами информационной безопасности. В любом случае эта система не хранит видео или изображения, она фиксирует результат автоматизированного контроля и уменьшает набор операций для последующего ручного контроля.

— Автором проекта стала команда донских разработчиков VisionSystems во главе с Максимом Савченко. Почему банк доверил такую работу этой команде?

— Банк знаком с командой довольно давно. В свое время мы обратили внимание на один из их проектов, связанный с машинным зрением — но не по проверке кассовых операций, а по распознаванию настроений и эмоций сотрудников и их корреляций, связанных с улучшением результата операций. Для банковской сферы проект неклассический, он скорее используется в ритейле и предприятиях общепита. То есть, есть связь между, условно говоря, улыбкой сотрудника и того, что получается на выходе при завершении операции. В банке такая связь также присутствует, но в несколько меньшем масштабе.

— Да это попросту корреляционный профайлинг!

— До широкого внедрения этот проект не добрался, хотя в рамках очередного донского хакатона команда с ним выиграла одну из номинаций. И уже в процессе взаимодействия был выбран путь, которым можно автоматизировать банковские операции с помощью машинного обучения и распознавания изображения.

Мы с Максимом вместе съездили на FINOPOLIS (форум, посвященный IT-инновациям в банковской сфере — прим. автора) и предъявили часть решений команды широкому банковскому рынку, а также регулятору — представителям Центрального банка России, получив их одобрение. Мы показывали разработку распознавания изображений, в том числе — и эмоций. Речь шла о прототипе «умного» банкомата, который «понимает», кто снимает средства с вашей карты — вы, кто-то иной или целый ряд других граждан.

В итоге все вылилось в разработку проекта «Фрод-мониторинг валютообменных операций в кассовых узлах банка».

— На сайте банка написано, что данный проект будет внедрен во всех филиалах банка. Напомните, сколько их у вас сейчас?

— Если говорить о классическом понимании филиала, то их у нас немного — по количеству регионов в ЮФО — и Нижний Новгород. Но внедрение пройдет и во всех тех офисах, где идет интенсивный оборот наличности. Хотя сегодня эта операция по своей частоте уменьшается: клиенты все больше переходят на дистанционный формат и безналичный расчет. При этом переводы денежных средств или обмен валюты — это по-прежнему достаточно большой объем работы в филиальной сети. С учетом возможностей, которые дают современные решения, ручной контроль наличного оборота сократится, да и повысится качество самого контроля.

Кстати. Крупнейшее экспертное сообщество IТ-директоров России признало IТ-проект «Фрод-мониторинг валютообменных операций в кассовых узлах банка» лучшим из 300 решений, представленных на конкурс Global CIO «Проект года» (в региональной номинации по ЮФО).

Читайте также...

Яндекс.Метрика