Дело о разбитом кувшине
Воплотить на сцене пьесу немецкого драматурга Генриха фон Клейста «Разбитый кувшин» в театре хотели давно, но «звезды сошлись» лишь в этом году: 2021-й оказался Годом Германии в России. В этом же году исполняется 21- лет со дня смерти драматурга. Так о чем же сегодня можно рассказать зрителю со сцены, используя драматический материал двухвековой давности?…
Сюжет постановки (режиссер Михаил Заец), казалось бы, прост: судья (з.а. РФ Юрий Филатов) небольшого городка разбирает дело о разбитом кувшине. Правда, происходит это в присутствии некоего проверяющего члена суда, надо думать, вышестоящего (Александр Гайдаржи), потому все детали дела изучается слишком подробно, что приводит к неожиданному результату.
И в этом спектакле труппа Молодежного оказалась на высоте! Актерские работы — все до единой! — великолепно сделаны. Чего только стоят две официантки: каждый выход Людмилы Мелентьевой и Светланы Лысенковой, пусть он практически без слов, приковывает к себе взгляд. И пока они не уйдут (а эти уходы не менее бенефисны, хотя они тоже без слов), следишь за их действиями безотрывно.
Не менее эффектна Эльвира Цыганок, владелица разбитого кувшина Марта. Ее монолог о судьбе этого сосуда — настоящая поэма в лицах, рассказанная столь эмоционально, что захватывает всех зрителей не только на сцене (а ее слушают все действующие лица), но и в зале.
Ну, и наконец сам судья по имени Адам: в очередной раз удивляешься новой грани таланта Юрия Филатова, вспомнив его и в «Гамлете» (в роли, на минуточку, принца датского), и соседа в «Простой истории», и Тузенбаха в «Трех сестрах». А ведь хотел быть ветеринаром этот служитель правосудия: его монолог про любовь к животным лиричен донельзя. И тут же ярко выраженное подобострастие в общении с членом суда, и почти хамство при обращении к свидетелям истории кувшина.
И вся эта россыпь талантов разбивается о вопрос: а ради чего все это затеяно? Что сегодня хотел сказать режиссер зрителю о системе правосудия? То, что она несовершенна — так в любом государстве так. Что судят людей недостойные этим заниматься — так судей без двойного дна в музее надо показывать за деньги. Кстати, подобные вопросы автор этих строк слышала, стоя в очереди в гардероб, от других зрителей…. Значит, не показалось все это, значит, все-таки стоит подумать, прежде чем «долго хотеть поставить именно эту пьесу», «про что» таки будут играть актеры. В этом и заключается смысл любого представления в русском театре.
Правда, режиссер до премьеры долго объяснял про некую «маленькую ложь», которая рождает ложь большую, но разве посещение юной девицы человеком в летах, да еще занимающимся правосудием, есть тот проступок, который можно назвать маленьким?…