Впереди своего времени
В Ростовском областном музее изобразительных искусств прошла презентация выставочного проекта «Вадим Морозов», приуроченного к дню рожденья художника, ушедшего из жизни в 2020 году.
Выставка не могла состояться без жены художника, организатора и ее идейного вдохновителя Татьяны Казанцевой. «Для абсолютного количества людей, знавших Вадима, он живой, так как живут его работы, — сказала на открытии выставки Татьяна. — На выставке представлен 21 лист из его „Книги мертвых“ — на каждом листе не только графика, но и тексты: так Вадим называл свои стихи. Они необычны, но идут из сердца автора, потому трогают до глубины души».
— Мы открываем выставку, — сказала на церемонии ее открытия замдиректора РОМИИ Наталья Дробышева, — автора необычного. Это настоящий человек-оркестр: Вадим — автор графических работ и поэтических текстов, музыкант, кузнец-изобретатель, работавший с металлом и владеющий тайной огня, способный превращать бесформенную массу в невероятные «саунд-объекты» и скульптуры. Все эти его таланты ставили его на шаг или на два впереди своих современников
А директор РОМИИ, искусствовед и кандидат философских наук Светлана Крузе напомнила, что выставка приурочена к дню рожденья художника, ушедшего из жизни в апреле 2020 года — художника, который всегда опережал свое время: неслучайно его саунд-объект «Лук Эроса» во время триумфальной выставки в Нидерландах был назван экспертами «Stedelijk Museum Amsterdam» одной из самых выдающихся инсталляций XX столетия.
На открытии выставки нон-стопом шел фильм, снятый во время Первой Южно-Российской биеннале современного искусства, на которой Вадим Морозов продемонстрировал созданный им новый ударно-струнный музыкальный инструмент. Изогнутые огромные листы металла и струны — во время перфоманса все это звучало в руках мастера совершенно необычным образом, словно иллюстрируя слова Светланы Крузе о стирании границы между мирами.
Работы Морозова были воплощением в жизнь его теории «энергетического клина». Они преодолевали привычную для искусства шкалу временных и пространственных измерений, сказал на открытии выставки кандидат психологических наук, доцент ЮФУ Игорь Введенский, а известный художник-фотограф Сергей Сапожников назвал творчество Вадима Морозова «молодым и дерзким».
Для этого автора, который попытался преодолеть неподвижность предметов, традиционные три и даже четыре измерения оказывались недостаточны. Светлана Крузе напомнила, что один из французских критиков насчитал 58 признаков гениальности. Но для окружения Вадима они были не нужны, все и так понимали, что рядом с ними жил гений…