Елена Лапко: «Для меня Парамоны — ощущение Родины»

Один из снимков Георгия Обухова, представленный на выставке

Такой культовый объект донской столицы, как Парамоновские склады, стал центром внимания художницы Елены Лапко и фотографа Георгия Обухова. Их работы можно увидеть на выставке, открывшейся в арт-центре MAKARONKA.

Удивительное на этой выставке начинается с ее названия: оно обозначено фрагментом стихотворения Алексея Тимбула, который хочется привести полностью:

Мой хребет уходит корнями
под склады Парамоновы…
где мука да зола, да раков свист
и откуда капают в небо степное
слезы беглых да кочевых.

Текст к выставке написал Владимир Седых, который, как считает Елена, отражает суть выставки полностью. А сама Елена даже не может вспомнить, когда впервые увидела эти сооружения, но что помнит хорошо — то, что давно уже любуется ими. Ей нравится здесь все — и освещение в разное время дня, и сам цвет старого кирпича. Именно этот цвет ей и удается, по мнению автора этих строк, хорошо передать в своих работах, а также тот морок, который попросту обволакивает человека, оказавшегося внутри полуразрушенных стен складов.

Этот же цвет в сочетании с яркой зеленью (а никто не сможет отрицать, что в этом месте Ростова сложилась какая-то особая климатическая зона из-за наличия большого количества движущейся воды и защищенности от ветров) также отражен и в снимках Георгия Обухова. И недаром куратор выставки Лейли Асланова поместила работы обоих авторов друг напротив друга.

Снимок Георгия Обухова

— Это место дивно красиво, — продолжает признаваться к любви к Парамонам Елена Лапко, — и оно хорошо укладывается на мой характер, цветотип и отношение к живописи. Я много раньше работала с Ростовом (речь о городских пейзажах донской столицы — прим. ред) в разных техниках, но сейчас, когда стала писать эти места, перешла на совершенно новую технику — акрил, масло — которая для меня самой стала откровением. Думаю, что после этой серии я буду уже совсем другим художником. Для меня Парамоны — ощущение Родины.

Остается лишь процитировать Владимира Седых, точно определившего место и живописи Елены Лапко, и самих Парамоновских складов в жизни города: «… Среди ростовских архитекторов бродила идея снести все, что находится ниже улицы Фридриха Энгельса (нынче Большой Садовой) и построить на месте старых кварталов новые здания — белые и стерильные…
Впрочем, Параманам удалось ускользнуть и от постсоветских архитектурных преобразований. Бывшие склады собирались реконструировать, снести и вновь восстановить, но единственное, что им пришлось пережить — несколько пожаров и спуск воды в бассейне-купальне. Историческая логика пошла против самых смелых мечтаний советских архитекторов. Парамоны постепенно теряли свои архитектурные функции: складских помещений, общественного пространства, купальни, и кажется, что только сейчас превратились в руины.
Живопись Елены Лапко лишний раз напоминает об этом странном провале в городском ландшафте. В бывших складах застаивается вода, их порошит снегом, а туман или летнее марево размывают очертания осыпающихся арок, изнутри которых происходит изумрудное свечение. Эти развалины неизбежно будут сравнивать с эстетизированными руинами немецких романтиков.

Елена Лапко и ее работы. посвященные Парамоновским складам

Однако работы Лапко, скорее, вступают в диалог с другой традицией — серией картин „Руанский собор“ Клода Моне. В конце концов собор смог оправиться после многочисленных пожаров, ураганов и бурь, бомбардировок во время Второй мировой войны. Вдруг повезет и Парамонам?»

Читайте также...

Яндекс.Метрика