Когда солнышко — в ладошках

Психолог Ольга Оленичева с подарками четвероклассников школы № 12 Таганрога для подопечных инклюзивного кабинета

Ребята с ограниченными возможностями здоровья умеют петь, рисовать и читать стихи порой не хуже обычных детей. Доказательство тому — прошедший на днях в таганрогском Дворце детского творчества фестиваль «Солнышко в ладошках».

За последние три года он впервые состоялся в гибридном формате: ребята из ростовской специальной школы № 41 прислали свои номера в записи, и члены жюри отсматривали их на экране ноутбука, а на сцену один за другим выходили таганрогские исполнители и представляли свое творчество офлайн.

Ресурсный центр

Однако сам фестиваль — это лишь макушка айсберга той работы, которая ведется во дворце детского творчества с ребятами с ОВЗ. Об этом довелось поговорить с социальным педагогом-психологом, руководитель инклюзивным кабинетом дворца Ольгой Оленичевой.

В этом году, рассказала Ольга Владимировна, сам Дворец детского творчества и его инклюзивный кабинет стал ресурсным центром таганрогских учреждений дополнительного образования. А сам фестиваль «Солнышко в ладошках» существует с 2015 года, и есть надежда, что в следующем году фестиваль вернется в свой полноценный формат.

За фестивалем в июне, продолжила свой рассказ Ольга Оленичева, Дворец детского творчества на своей базе организует инклюзивный лагерь, смена которого продлится 18 дней. В мероприятиях лагеря участвуют 30 детей с ограниченными возможностями здоровья и 30 обычных ребят. «Инклюзия получается самая настоящая, — заверяет Ольга. — Ребята вместе играют, рисуют, поют, ходят на экскурсии». А 1 июня закроется инклюзивный форум «Парнас», который проводят социальные партнеры дворца — студенты факультета социальной психологии и педагогики Таганрогского педагогического института РГЭУ (РИНХ). Студенты этого факультета проходят во дворце практику и помогают в качестве волонтеров проводить мероприятия в летнем лагере.

Выбирай по способностям

Нужно отдать должное родителям детей с ОВЗ — они делают все, чтобы их дети выросли активными гражданами. Потому с 2019 года во дворце реализуется такая практика: ребенок приходит во Дворец детского творчества (а приглашение таким ребятам поступает через общественные организации «Мы вместе», «Лучики надежды», «Преодоление», ВОРДИ), и в инклюзивном кабинете педагог определяет, какой спектр творческого развития этому ребенку доступен

Каждому ребенку предлагается индивидуальный маршрут с разными направлениями, в которых тот бы смог реализовать свои способности: это и музыка, и пение, и танцы, и рисование, и создание произведений декоративно-прикладного искусства. Работа психолога направлена на развитием когнитивных способностей ребенка: сначала определяется уровень развития ребенка, после выявления уровня с учетом нозологии выстраивается индивидуальная работа, в которой присутствует и обычная гимнастика (для лучшего снабжения мозга кислородом), и нейрогимнастика.

Многое зависит и от запросов родителей. Порой работа ведется и с ними, так как их запросы требуют корректировки. С детьми с ОВЗ во дворце работают девять педагогов. Всего же во дворце (с подопечными инклюзивного кабинета) занимается около 70 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Во дворце также работает родительский клуб, занятия которого ведет Ольга Владимировна, куда может прийти любой родитель. У клуба есть страничка в соцсети, куда выкладывается полезная для них информация. Есть раздел «Родительский клуб» и на сайте дворца. Туда же помещаются и специальные курсы, которые родители могут скачать и заниматься с детьми самостоятельно — например, курс для развития эмоционального интеллекта. Есть во дворце и специальная стойка с печатными буклетами на интересующие родителей темы.

Сам фестиваль

Жюри фестиваля за работой

Седьмой по счету фестиваль «Солнышко в ладошках» — это 23 номера в афише. Довелось наблюдать за работой члены жюри с председателем Жанной Матвеевой, замдиректора дворца по учебно-воспитательной работе. Компанию ей составляли Полина Бондарева, замдиректора дворца по художественному воспитанию и заведующая социально-гуманитарным отделом дворца София Кондакова. Эмоций при этом у педагогов было хоть отбавляй. На экране показывали свои номера воспитанники ростовской специальной школы-интерната № 41. Чего среди этих номеров только не было — и хоровое пение, и песни инсценированные, и музыкальные с хореографическими номера. Словом, сами ребята и их руководители постарались на славу. А сам фестиваль с участием ростовчан получился областным.

— В самом фестивале много номинаций, — рассказала Ольга Оленичева. — Словом, представлены все виды творчества.

Принцип определения лауреатов фестиваля таков: члены жюри оценивают работы ребят (особенно в сфере декоративно-прикладного искусства) с учетом нозологии, которая обязательно указывается в заявке. Ведь на этом фестивале важно оценить и саму работу как таковую, и тот шаг, который ребенок сделал вперед, создавая ту же поделку в сравнении с прошлым годом. Какое место займет ребенок со своей работой, зависит и от этого.

Участники «Солнышка…»

Виктория Рязанцева — из таганрогской школы искусств. На фестивале она исполняла песню из кинофильма «Москва — Кассиопея» с названием «Этот большой мир». Виктория занимается пением четыре года, рассказала преподаватель ДШИ Галина Чернявская, и очень успешно: в этом году она стала победителем конкурса «Добрая волна», который организовал композитор Игорь Крутой.

Ребята-лошкари оставили свои сердечки на стенде в фойе Дворца детского творчества

Из таганрогского Центра помощи детям № 7 на фестиваль приехал ансамбль лошкарей, исполнивший песню «Во поле орешина…» и солистка Настя Шитова, познакомившая всех с песней «Все еще впереди», сообщила педагог дополнительного образования центра Марианна Ланская.

Исполнитель роли Буратино общается со зрителями

Наиболее масштабным оказалось выступление ребят из театральной студии «Солнечные лучики» (Центр «Правильная речь»), которые показали представление «Приключения Буратино».
Награждение для таганрогских участников проходило на сцене дворца. На этом фестивале все участники в качестве подарков получали разноцветные шарики и самодельные игрушки-обереги, которые сделали четвероклассники из 12-й таганрогской школы в рамках проекта «Волшебная страна». Но общение ребят из дворца и 12-й школы этим не ограничивается. Эти четвероклассники сыграли сказку «Репка». И Ольга Владимировна рассылала запись этого спектакля своим подопечным.

Дипломы же всем участникам и лауреатам будут разосланы после 24 мая.

Нужно отдать должное погоде: именно в этот день — среди череды пасмурных — в Таганроге ярко светило солнце, словно аккомпанируя названию «Солнышко в ладошках».

Читайте также...