Contemporery art по-русски
Как же полезно иногда выезжать за пределы своего региона и видеть жизнь соседей — пусть и не близких. Это действительно здорово — жителям степей оказаться в лесах, привыкшим к тишине музейных залов увидеть объекты современного искусства, вписанные в природный ландшафт. Потому-то и отправилась автор этих строк в самый большой парк арт-объектов Европы — в Николу-Ленивец, что расположен в Калужской области и создан стараниями художника Николая Полисского со товарищи более 20 лет назад.
О названии
История относит происхождение имени к тем временам, когда на Русь делали набеги татары (татаро-монголы — кому как угодно). Дело было накануне праздника Николая Чудотворца. Ну, очень не хотелось жителям села в преддверии такого дня обороняться от недруга, и они рассыпались по окрестным лесам. Татары, немало удивившись, спокойно вошли в село и расположились на отдых.
А далее про развитие событий рассказывают по-разному: то ли русское войско подоспело и разбило неприятеля, то ли самим жителям стало стыдно и после праздника они вышли из лесов и сами расправились с татарами. Ну, и как прикажите после такой истории называть это место?!…
А рядом деревня с, мягко говоря, непривычным названием Звизжи (попробуй выговори!). Легенда рассказывает, что опять же дабы нагнать страху на приближающееся татарское войско, некий молодец так начал охаживать кнутом свинью, что визгом она испугала неприятеля, и он повернул обратно. А деревню назвали в честь спасших местных жителей звуков — Звизжи.
Начало новой истории
В 1989 году в поисках затерянного от цивилизации места в Николу-Ленивец приехал молодой московский архитектор Василий Щетинин. Решение построить здесь свой дом пришло к нему довольно быстро, и он предложил эту же идею своим друзьям. Доктор Александр Горячев и художник Николай Полисский откликнулись и с 1990 года здесь стали появляться дома приезжих.
Как повествует сайт арт-парка, в 1998 году при поддержке губернатора области была построена дорога, что позволило обеспечить проезд в Николу-Ленивец в любое время года. Прямо скажем, дорога сегодня представляет собой не самое радостное зрелище. Но отрадно то, что ее все-таки ремонтируют — судя по всему, в рамках нацпроекта. И даже страшно подумать, сколько машин устремится в Никола-Ленивец во время набравшего популярность фестиваля «Архстояние». Но до этого еще надо было дожить, а пока в 2000 году Николай Полисский решает создать необычный для российского искусства того времени проект: ландшафтную инсталляцию из снега.
Рядом с селом протекает та самая река Угра, памятная в истории знаменитым стоянием русского и татарского войска, которым и закончилось татаро-монгольское иго на Руси. Художник слепил несколько снеговиков и выставил их на берегу, сделав оммаж (посвящение) тому самому стоянию. Уезжая, сказал местным мужикам, которых оставалось, прямо скажем, ну, очень мало: «За каждого нового снеговика плачу по десятке». В следующий приезд его ожидала толпа снеговиков, которые, подтаивая весной, приобретали все новый и новый вид, а с ними и сама инсталляция. Непонятно, почему никому в голову не пришло заснять это историческое событие, с которого и началось появление собрания арт-объектов, породившее самый большой арт-парк Европы.
Как можно поднять «упавшее село»
Так Николай Полисский начал создавать проекты вместе с крестьянами, местными жителями из ближайших деревень, а не только Николы-Ленивца. Появились мастерские, конструирующие арт-объекты из снега, лозы, дров, сена. Появились рабочие места по обслуживанию парка. Как понятно, не все арт-объекты в силу недолговечности материалов присутствуют сегодня в лесах и полях (а расположен арт-парк на территории национального парка «Угра»), но слух о том, что есть столь необычное место (условно говоря, последний приют свободных художников) стал привлекать все больше и больше гостей из столицы и разных стран. Сначала ими были эксперты в области искусства и журналисты, а затем и обычные зрители стали здесь частыми гостями. В 2005 году, следуя логике развития места, Николай Полисский объявил о создании фестиваля «Архстояние». Автор названия — сподвижник Николая Полисского, он же куратор фестиваля Федор Ромер (Александр Панов).
Сегодня деятельность Николы-Ленивца как арт-парка основана на непосредственном участии коренных жителей этой деревни. Они помогают решать ежедневные вопросы работы парка, а этих вопросов немало, если учесть, что здесь проходит и детский фестиваль «Архстояние», и фестиваль электронной музыки «Сигнал», куда приезжают тысячи участников.
Пожить в арт-объекте
Архитекторам также предоставлена в арт-парке свобода творчества. Не всем, наверно, но те дома — арт-объекты, которые здесь появились, пользуются популярностью, и во время самого «Архстояния» цены на проживание в них взлетают до небес.
Потому автор этих строк выбрала время для посещения парка другое — до активного фестивального движения на этих землях, и сам арт-дом не столь экспериментальный. Он назывался «Вилла ПО-2» (архитектор Александр Бродский) и представлял собой дом, сложенный из бетонных панелей, которыми в недавние времена огораживали разные объекты. Стоит заметить, что многие арт-дома сделаны из деталей бывших домов разоренных деревень, но выглядят эти объекты действительно как объекты современного искусства.
Так, «Вилла ПО-2» была отделана деревом, что при освещении электрическим светом создавало объект настоящего свечения стен. Потолок же был сделан из стекла, и дневной свет в доме присутствовал весь световой день. Но самым привлекающим внимание домом — арт-объектом оказалось творение (по-другому не скажешь!) под названием «Русское идеальное». Оно представляло собой огромную трубу, обычному человеку непонятно на чем держащуюся. В пояснении на табличке у этого дома сказано, что при его создании использованы современные аэро- и корабельностроительные технологии. Этот дом, появившийся в 2021 году, столь эффектен, что попал в социальную рекламу нацпроекта «Туризм».
Есть здесь «Кибитка» (передвижной дом на колесах), есть дом-штаб, есть дубль-дом, есть несколько домиков под названием «Клевер».
А вот, чтобы посмотреть сами арт-объекты, нужно совершать некороткие пешие прогулки: некоторые из них расположены в лесу, некоторые в полях. Так, один из самых примечательных — «Бобур». Это арт-объект Николая Полисского, созданный в 2013 году и стоящий в открытом поле. «Бобур» — первый большой инженерный проект, представляющий собой отлитый каркас высотой в 22 метра, который оплетен березовой лозой в традиционной технике изготовления корзин.
Это одновременно и отсылка к пушкинской голове в поле, написано на поясняющей табличке у объекта, и к парижскому музею Помпиду (он же Бобур), на фасад которого вынесены вентиляционные трубы.
Другой, не менее впечатляющий объект, называется «Ротонда», и также стоит в открытом поле. Эта двухэтажная постройка с винтовой лестницей внутри и дверьми, опять же собранными в разрушенных домах. На верхней площадке открывается прекрасный вид на окрестности. Но самое трогательное в том, что рядом стоит макет этой «Ротонды», который незрячие люди могут потрогать и составить представление об этом объекте, прочитав также подпись, сделанную шрифтом Брайля.
Такой же макет стоит и возле объекта с названием «Николино ухо» — деревянной «ракушке», открытой стороной обращенной к реке Угре.
Здесь подумали не только о незрячих, но и об инвалидах-опорниках: главные тропинки в лесу вымощены досками, по которым может проехать инвалидная коляска.
Покидая это замечательное место, только и думалось о том, что здесь обретаешь гордость за свою страну, за ее людей — не только создателей парка, но и приезжающих приобщиться и к «родным осинам», и к сontemporery art, прекрасно понимая, что означают эти слова.
А впереди были еще и потрясающий музей истории космонавтики в Калуге (не напрасно в его создание вложился Роскосмос), и Полотняный завод с его не менее потрясающим музеем бумаги Бузеоном. И кто там говорит, что в России смотреть нечего?!…