Праздник плуга — драгоценный камень национального единства и дружбы
Узорчатые тюбетейки, угощение чаем и чак-чаком, красочные костюмы и задорные танцы — все это Южный сабантуй, национальный праздник, которое устроили татарско-башкирский культурный центр «Яуташлар» (Земляки), Зеленодольский район республики Татарстан, правительство Ростовской области, администрация Ростова-на-Дону, духовное управление мусульман. Проходил этот масштабный форум, название которого стало нарицательным, в парке имени города Плевена донской столицы.
Южный Сабантуй проходит в третий раз, а в Ростове-на-Дону во второй — именно второй раз помогает организовать его городу и национальному сообществу Зеленодольский район Республики Татарстан, который, как заметили его представители, несмотря на молодость, похож своим зеленым убранством на донскую столицу. Они привезли на праздник не только приветственный адрес президента республики Минтемира Шамиева, но и многое из того, что характеризует этот праздник, находящийся под защитой ЮНЕСКО.
Сотрудники архитектурно-этнографического комплекса имени Каюма Насери, этнографа, просветителя, педагога представили несколько выставочных модулей, в одной из которых были разлиты по кувшинам травяные чаи. «Сам Насери увлекался травами, — пояснила заведующая музеем Разина Гатиятуллина, — у него есть об этом книга, и мы делаем чаи по его рецептам».
А из чего пить чай, как не из прекрасно расписанных пиал — так вот же они, в модуле рядом: выбирай на вкус!
Но чему же посвящен сам праздник? По словам активиста «Якташлара» Марата Сабитова, это праздник плуга (сабан — плуг и туй — праздник). Он отмечается, когда закончены полевые работы, и люди могут передохнуть перед сбором урожая. Тогда и веселятся все, как бог на душу положит. А «положил» он и бег в мешках, и бег, но с ложкой во рту, на которой лежит яйцо, которое нужно не разбить; перетягивание каната, и национальную борьбу корэш, которую ЮНЕСКО также внесла в список нематериального культурного наследия.
Поднятие тяжестей (ранее камней, а теперь пудовых гирь) для богатырей (батыров) — это тоже часть праздничных соревнований, что и демонстрировали в тени парковых деревьев местные силачи.
Абсолютным победителем сталТимур Халайджан из Сочи: ему вручили барана и мотоблок.
Но что такое быть татарином? Тут Марат Сабитов процитировал президента Татарстана Шамиева, сказавшего, что татарин — не тот, кто говорит по-татарски, а у кого внуки знают татарский язык; татарин — тот, кто знает обычаи и традиции татарского народа и помнит историю своего рода.
В «зрительном зале», устроенном в парке у фонтана, кого только не было: пришли сюда по традиции и главы национально-культурных автономий Ростова-на-Дону, которые отмечают национальные праздники своих общин вместе. А среди зрителей мелькали, похоже, лица представителей всех тех 156 народов и национальностей, что населяют донскую столицу. Они словно подтверждали слова замглавы ростовской администрации Елены Кожуховой о том, что и в праздники, и в нелегкие времена всем нам нужно быть вместе.
На главной сцене парка проходил Сабантуйда очлашурал («Встречи на Сабантуи») — главный концерт праздника, где встретились вместе творческие коллективы Ростовской области и Республики Татарстан. И если песни Дона представлял знаменитый ансамбль «Лазорик», то дружественной республики — государственный ансамбль песни и танца Татарстана «Агидель». Его солистка Разиля Галиева рассказала автору этих строк, что это второй приезд ансамбля в Ростов: первый в рамках гастрольного тура состоялся в 2017 году.
Поздравляя всех собравшихся в парке с праздником, замминистра региональной политики и массовых коммуникаций Ростовской области Максим Даниленко заметил, что на Дону проживают около 15 тыс. татар, которые органично влились в многонациональную донскую семью. А их любимый национальный праздник Сабантуй — это настоящий драгоценный камень единства и дружбы.