Знать наших
![](/wp-content/2022/10/Три-сестры-1.jpg)
Прошедший на сценах Ростовского академического театра драмы имени М. Горького фестиваль «Театральная площадь» был задуман как форум спектаклей донских театров, играющих произведения донских авторов. Что из этого получилось, есть ли у фестиваля будущее, обсудили за круглым столом члены Экспертного совета. В него вошли не только директора и режиссеры театров, но и журналисты, и обычные почитатели того, что создается в храмах Мельпомены.
![](/wp-content/2022/10/Переполох-Шахты.jpg)
Обрадовался бы Чехов?…
Если проанализировать афишу фестиваля, то как не вспомнить председателя жюри «Русской комедии», народного артиста России Александра Домогарова, который, взявши в руки афишу этого фестиваля, с чуть заметной насмешкой проговорил: «Островский, Островский, Островский…». Также можно поступить и с афишей «Театральной площади», только заменив имя «русского Шекспира» на «Чехов, Чехов, Чехов»… В нелюбви и непреданности этому драматургу автора этих строк заподозрить трудно, да и редко чья земля родит такого человека, как Антон Павлович, сделавшего настоящий переворот в русской, да и мировой драматургии. Но все-таки…
Но все-таки из 12 сыгранных спектаклей — семь поставлены по произведениям Чехова, три — по произведениям Шолохова плюс калининский «Цыган».
И может собственных Платонов…
Так что — не родит нынче донская земля драматургов? А вот и нет. Как не вспомнить постановки, увы, ушедшего в историю Театра 18+ с его спектаклями по пьесам ростовского драматурга Сергея Медведева?! Одни только «Жуки-64» чего стоили (история воображаемой встречи Леонида Ильича Брежнева с… участниками квартета «Битлз»). Но ведь пьесы Медведева ставили и на других сценах: так, режиссер Юрий Мельницкий на Большой сцене Ростовского академического молодежного (тогда еще областного) поставил медведевскую «Шубу», а на сцене МХТ имени М. Горького в Москве довелось увидеть его же «Парикмахершу» с Ингой Оболдиной в главной роли.
Одной из самых ярких современных драматургов новой школы называют Асю Волошину. Она родилась в Ростове, но сегодня живет за пределами области. Ее пьесы ставят театры от БДТ до МХТ (но не на ее родине!), а Юрий Бутусов даже открыл в Театре Ленсовета посвященную ее творчеству лабораторию. В 2018 году он поставил пьесу Волошиной «Человек из рыбы» на Большой сцене Московского Художественного театра имени А. П. Чехова.
Родом из Ростова и Мария Зелинская, окончившая факультет филологии и журналистики ЮФУ. Она не только драматург, сценарист, преподаватель Московской школы нового кино, но и лауреат сценарной премии «Слово» за «Лучший сценарный дебют». В 2017 году документальная пьеса Вячеслава Дурненкова и Марии Зелинской «Мирение. Телеутские новеллы» стала номинантом премии «Золотая Маска».
А сколько сейчас проживают на донской земле пока неизвестных авторов, которые пишут пьесы? Кто их считал?…
Да, ладно — пьесы, палитра донской литературы более чем богата: стоит вспомнить, что одни из самых лучших чеховских спектаклей в истории донского театра поставлены именно по рассказам Чехова: это «Попрыгунья» (режиссер Александр Лебедев) в Ростовском музыкальном театре и «Скрипка Ротшильда» (режиссер Михаил Бычков) в Таганрогском драматическом театре имени А. П. Чехова.
Можно вспомнить о существовании в области нескольких писательских союзов, но, по замечанию члена Экспертного совета, старшего библиографа отдела краеведения ДГП Ларисы Поповян, сколько замечательных, а, главное, известных прозаиков не состоят в них — а это и лауреат Букеровской премии Денис Гуцко, и лауреат национальной детской литературой премии «Заветная мечта» Вениамин Кисилевский. Мощнейшие прозаики — «новомирец» Виталий Семин и Владимир Фоменко, чей роман «Память земли» в 1973 году был выдвинут на соискание Государственной премии СССР — также еще ждут, также еще ожидают, когда их произведения заинтересуют режиссеров.
Но можно вспомнить и другую прозу — довоенную (писал тогда не только Михаил Шолохов!): один только рассказ погибшего на фронте Александра Бусыгина «Смерть Семена Шкандыбина» чего стоит!…
![](/wp-content/2022/10/Человек-в-футляре-Таганрог.jpg)
Нужны конкурс и лаборатория
По мнению главного режиссера Ростовского академического театра драмы имени М.Горького Геннадия Шапошникова, фестиваль по произведениям донских авторов оказался очень кстати. И он согласен с теми, кто считает, что это дело нужно продолжить. Темы спектаклей всегда выбирает режиссер, но хорошая проза всегда их подскажет. При этом, считает Геннадий Викторович, театр не отражает реальность, а реконструирует ее, при этом его работа должна быть направлена на позитив обязательно. Человека сегодня нельзя оставлять без надежды. «Я готов, — заявил режиссер, — ставить спектакль про свет в конце тоннеля, пусть даже это свет летящего навстречу людям поезда!»
Одно из предложений режиссера — объявить конкурс на современную пьесу среди авторов, живущих на Дону. А темой, с его точки зрения, может стать Родина, которая выстоит в любых обстоятельствах.
Роман Родницкий, главный режиссер Шахтинского драматического театра, предложил устроить для режиссеров и завлитов донских театров лабораторию, в которой можно было бы прошло знаокмство с современными (и не только) авторами, живущими на донской земле.
Так что, судя по всему, будет чем заняться и театру имени М. Горького, и Ростовскому отделению СТД России, и министерству культуры Ростовской области, готовясь к следующему фестивалю.