Главное — солидарность
Накануне профессионального праздника довелось поинтересоваться у коллег их участием в том, что сегодня занимает умы, помыслы и чувства всех россиян.
Способ выживания
Александр Нетесов — сотрудник редакции газеты «Военный вестник Юга России». Александр — уроженец Донецка и часто ездит в родной город. Воспринимает он происходящее и как болеющий за свою малую родину дончанин, и как анализирующий все увиденное и услышанное журналист.
— То, что будет все происходить именно так, я знал еще в 1992 году: только слепой мог не видеть, какая там нагнеталась истерия русофобии…
В октябре я поехал в Донецк в свой отпуск в составе съемочной группы регионального отделения Военно-исторического общества, которая снимала фильм о геноциде населения Донбасса в Великую Отечественную и сегодня (проект «Без срока давности»). Помогал ребятам ориентироваться на местности, проводил более безопасными маршрутами, уводя из зон обстрела украинской артиллерии. Огонь массированный, с разных сторон, чего не было предыдущих восемь лет. Идешь по городу и понимаешь: в любой момент именно в эту точку, где ты находишься, может прилететь снаряд…
Жителей в Донецке осталось мало. Оставшимся просто некуда ехать. Да и обычное желание (русская ментальность!) остаться со своими …
Еще с советских времен в Донецке, в городской черте которого было не менее 20 шахт с их пылью, шла постоянная уборка улиц, чистка снега, ежегодное древонасаждение. И сейчас едешь по дороге, видишь: только что здесь взорвался снаряд, а уже подъехали и заделали яму. «Ранили» подстанцию, тут же приехали, стали чинить повреждения без ожидания того, когда привезут запчасти. Все это — от особенностей шахтерской профессии, где непрерывный рабочий цикл выработал у людей стремление к порядку во что бы то ни стало. Сегодня такое стремление — способ выживания…
Спецоперация также высветила одну из замечательных черт жителей Донбасса — люди сплотились. Прошел обстрел — соседи обязательно проверяют, кто жив, кому нужна помощь. Нужно позвонить — тебе не боятся дать телефон, чтобы сообщил родным, что ты жив. И все вокруг друг друга знают, знают, что кому нужно. Это качество позволяет дончанам выживать и продолжать жить — даже в таких условиях.
Поддержка моральная и материальная
Белла Севостьянова, главный редактор газеты «Шахтинские известия». У «Шахтинских известий» вместе с библиотекой имени Пушкина идет постоянная акция «Добрая книга. Добрая газета». В городе есть пункт временного размещения беженцев, куда журналисты вместе с библиотекарями приносили книги, собранные жителями Шахт, свежие выпуски газет. Во время общения с беженцами шел разговор о том, какие книги хотели бы люди почитать. И приехавшие признавались, что их интересует донская литература. Надо ли говорить, что привезенные книги были сразу разобраны?! Библиотекари забирали детей из ПВР на свои мероприятия. Журналисты устроили для ребят экскурсию в свою редакцию. Они увидели, как рождается газета, им рассказали о детских проектах «Шахтинских известий». Ребята узнали не только о работе журналистов, но и о школе юнкора, которая работает при редакции, и некоторые выразили желание посещать эти занятия.
Шахтинские казаки сейчас на передовой СВО, журналисты в их поддержку собирали теплые вещи и отвозили в штаб ЕР.
Ирина Тимохина, главный редактор газеты «Целинские ведомости». Журналисты не только писали о том, что открыт сбор гуманитарной помощи, но и принимали участие в этом едином общерайонном сборе, который проходил на базе Центра социального обслуживания пожилых людей и инвалидов: это были предметы первой необходимости, вода. В губернаторский фонд журналисты редакции в ноябре перечислили однодневный заработок.
Оксана Бескровная, главный редактор газеты «Вести чертковские». На районных сайтах появилось предложение послать бойцам на передовую газовые плитки и газ в баллонах. Журналисты созвонились с одной из жен мобилизованных, уточнив детали, и приобрели оборудование на свои средства. Оно было отправлено на фронт, после чего редакция получила от самих бойцов, их жен и матерей благодарность.
110 человек из семей мобилизованных получили подписку от редакции на свою газету бесплатно. Все, что мы делаем, может быть, и немного, но они знают, что мы их не бросим
Сергей Понедельченко, замредактора газеты «Перекресток» (Белая Калитва). Журналисты редакции собирали книги для ДНР (это была, в основном, детская и классическая литература), ЕР их отправляла по назначению. Дружат журналисты с районным Советом десантников, которые сейчас активно дружат с Юнармией. У ребят-десантников есть конкретная воинская часть, которую они опекают. Туда ими были отправлены предметы первой медицинской помощи, в чем сотрудники редакции также принимали участие.
Мариуполь жив
Илона Палей, журналист, фотограф, сегодня живет и учится в Москве. Летом в качестве волонтера и корреспондента газеты «Наше время» она отправилась на Донбасс, где работала в составе гуманитарного отряда ХМО
Писала о многом. Запомнились ее «штрихи к портрету» ополченца, мужчины лет этак 30-ти.
Журналист не уточняла, не задавала ему вопросов и не переспрашивала, он все рассказал сам: как 14 августа 2014 года от прежнего него ничего не осталось, потому как вошедшие в поселок националисты убили многих, а он ничего не мог сделать… В этот же год парень впервые убил. Ему было 19…
Никого не оставит равнодушным ее рассказ о Мариуполе, начинающийся словами: «На стенах мариупольских домов стала все чаще встречаться одна и та же надпись: „Мариуполь жив“. На ее фоне люди выходят из подвалов, смеются на лавочках, ходят за ручки по парку, готовят еду на костре. Жизнь такая — ни на что не похожая — здесь, и правда, бурлит».
Такое не придумаешь, это надо видеть своими глазами.
О работе медиков в Мариуполе писали многие донские газеты, но репортаж Илоны об их работе был одним из первых. Мариупольские больницы — главные свидетели страшных событий, развернувшихся в городе с началом спецоперации. В них больные встречали первые снаряды, умирали от прилетающих «Точек-У» и осколков, прятались по подвалам. Немало медработников эвакуировалось — в городе острая нехватка кадров, сообщала Илона. Те, кто своим долгом посчитал остаться, разрываются между пациентами. В терапевтическом отделении на одну медсестру не так давно приходилось около ста больных. И это сейчас, в мирное время! О том, что было весной, вспоминать медики не хотят.
Такое бы почитать тем, кто порой жалуется на проблемы, на минуточку, в «трудной» мирной жизни, даже не понимая, какое это счастье — жить, не думая, в какое время тебя может накрыть снарядом. Так что спасибо этой девушке, подавшей пример всем коллегам и которая сама, наверно, того не ведая, выполнила завет Чехова: «… Журналист должен уметь подниматься в горние выси и опускаться в самые низы общества. Только тогда он сможет оправдать свое высокое предназначение».