Когда в наставниках — Айвазовский

И. Айвазовский. Гибель Помпеи

Открывшаяся в год 205-летия великого русского художника-мариниста Ивана Айвазовского в Ростовском областном музее изобразительных искусств выставка посвящена Году педагога и наставника в России. В небольшом зале РОМИИ можно познакомиться с работами и наставников мастера, и его последователей.

По словам открывшей выставку замдиректора музея Антонины Нарыжной, хотя сама экспозиция занимает немного пространства, она «очень плотная» по содержанию: коллекция работ мастера, собранная в небольшом зале, подана в контексте времени и творческого окружения автора — учителей и соратников.

Директор РОМИИ Светлана Крузе напомнила, что великий маринист был автором не только морских пейзажей, но и портретов (так, свой автопортрет, постер которого представлен на выставке) он написал по просьбе флорентийцев, когда в этом итальянском городе проходила его выставка. На выставке в РОМИИ также представлен портрет нахичеванского головы Халибяна, с которым Айвазовского связывала дружба.
Светлана Валерьевна обратила внимание на работы других художников, представленных в экспозиции — того же Льва Лагорио, который учился в мастерской Айвазовского в Феодосии, и Максима Воробьева, ставшего наставником целого поколения русских живописцев, в том числе и Айвазовского. Он передавал своим ученикам знания академического рисунка, любовь к тщательному изображению конкретных деталей, лирико-романтический взгляд на пейзаж. В экспозиции представлена его картина «Берег Черного моря».

Куратор выставки, старший научный сотрудник отдела русского искусства РОМИИ Галина Долгушева рассказала автору этих строк историю появления потрясающей по эмоциональной наполненности и редкой по выбранному сюжету картины мастера «Гибель Помпеи». Сама работа 1891 года говорит не только о знакомстве Айвазовского с известной картиной Брюллова, влиние которой несомненно чувствуется в этой работе. Он изучал записки Плиния-младшего, описывающего эту трагедию, которые заставляли работать его фантазию — увидеть наяву эти всполохи огня, отражающиеся в морской воде, погибающий под пеплом и огненной лавой город.

Ставшее одним из лучших произведений мастера. Работа «Гибель Помпеи» попала в Ростов волей случая. До 1930-х годов она украшала Феодосийскую галерею, для которой, как известно, художник сам построил здание и подарил городу 49 своих работ для экспозиции в нем. А в фондах ростовского музея находились две картины мастера с названием «Лунная ночь» (одну из них можно увидеть на выставке, посвященной Году учителя и наставника) романтического периода его творчества. В самой же феодосийской галерее романтических работ Ивана Константиновича не было, и директора обоих музейных институций договорились совершить обмен.

О том, как картина пережила Великую Отечественную, данных нет, но Галина Ивановна предполагает, что все-таки в эвакуацию картина уезжала, извлеченная из рамы и намотанная на вал. Вернувшись в таком виде, она провела немалое время в фондах, пока для нее не была найдена достойная рама и полотно было отреставрировано. Сегодня ее можно увидеть на выставке, она также украшает постоянную экспозицию в корпусе РОМИИ на Пушкинской.

Познакомиться с выставкой «Айвазовский. Наставники и последователи» можно до 17 сентября 2023 года.

Иван Айвазовский в числе немногих русских художников получил мировое признание при жизни, став членом пяти академий художеств — Римской, Флорентийской, Штутгартской, Амстердамской и Петербургской.

Читайте также...

Яндекс.Метрика