Миры Виктора Брегеды
«Приветом из Фигейроса», где расположен музей-замок Сальвадора Дали, можно назвать выставку «Калейдоскоп сновидений» таганрогского художника Виктора Брегеды, открывшуюся в корпусе Ростовского областного музея изобразительных искусств на Пушкинской.
Возможно, сравнение с Дали не совсем корректно, заметила автору этих строк искусствовед Ирина Гуржиева. Творения Дали более жесткие по характеру, его пейзажи совсем другого характера, да и мысли в работах более мрачные. У Брегеды, выросшего на берегу мягкого и теплого Азовского моря (недаром его называют Детским морем), оно, нежное и ласковое, всегда присутствует на картинах. Иначе и не может быть, согласился Виктор Викторович, таганрожец по происхождению и характеру. Недаром в Ростов на открытие этой выставки приехал целый автобус его поклонников, а под картинами можно прочитать фамилии коллекционеров, которые приобрели его работы.
Море у него просто в крови, утверждает Виктор, да и гены тоже художественные: вся семья увлекается изобразительным искусством. Так вот, сначала на полотне появляется море. А потом, рассказывает художник, начинают возникать реалии прямо-таки из детских снов. Видимо, детство у него было счастливым, настроившим этого человека, не имеющего профессионального художественного образования, на такой философский лад.
Это счастливое детство, судя по всему, и вложило в руки Брегеды кисти, которыми он работает неустанно.
Технику масляной живописи, в которой работает художник, он называет гладким письмом и утверждает, что не он ее придумал, что она существует с давних времен. А свой стиль называет метареализмом с элементами сюрреализма — игрой с тонкими движениями подсознания. И действительно, в картинах художника как будто перемешаны сон и явь, отсюда и название экспозиции «Калейдоскоп сновидений». С детства, признается Виктор, ему хотелось создавать свои миры, и вот его картины можно считать окнами в эти вселенные.
— Делаю по две выставки в год с 1994-го, — признается автор, — в основном, в родном Таганроге.
А когда ему предложили организовать экспозицию на Гавайях (США), паспорта к его картинам писала старший научный сотрудник, заведующий научно-исследовательским отделом Ростовского областного музея изобразительных искусств Галина Головкина. Она-то и предложила ему сделать персональную выставку в РОМИИ.
А с Гавайями история вышла примечательная. Художник уехал в США и работал там, по его выражению, «на галерею», его пригласившую. Далласский музей библейского искусства (Техас) купил несколько его работ. Как рассказала Оксана Сербина, завотделом творческих мероприятий таганрогской публичной библиотеки имени А.П. Чехова, бессменный куратор выставок Брегеды, выставка в Техасе имела такой успех, что ее работа была продлена на два года.
Замдиректора РОМИИ по научной работе Антонина Нарыжная призвала ростовчан в залы музея, чтобы те открыли для себя имя нового интересного художника. Директор музея, искусствовед Светлана Крузе заметила, что Виктор в своих работах выходит за грани реальности, рисует свои сны. А чем страннее кажутся нам наши сны, чем глубже их смысл. С одной стороны, работы Брегеды просты, с другой — очень изобретательны. А когда сталкиваются две действительности, рождается новая реальность, и мы видим ее в представленных работах.
Произведения Виктора Брегеды — словно зашифрованные послания вне времени и пространства, вглядываясь в которые пытаешься распознать недосказанное, неуловимое, неосязаемое и неощутимое.