Ваше время сегодня — их будущее завтра
В России работает программа индивидуального наставничества для детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации «Старшие Братья Старшие Сестры». Как получается подбирать детям, оставшимся без попечения родителей, «трудным» подросткам, особенным детям старших друзей, рассказала руководитель отделения программы в Ростовской области Ксения Берковская.
Старший — младшему
«Старшие Братья Старшие Сестры» — единственная в России профессиональная программа индивидуального наставничества по социализации детей из детских домов, из приемных и социально незащищенных семей, а также детей с ограниченными возможностями(www.nastavniki.org). Выстраивая долгосрочное взаимодействие с социальными учреждениями, специалисты программы подбирают и готовят волонтеров-наставников для регулярного общения с конкретным ребенком. Каждая пара «Старший-Младший» постоянно и индивидуально сопровождается куратором-психологом программы.
В России программа работает уже 20 лет и сегодня представлена в десяти регионах страны, включая Ростовскую область.
Пара «Старший — Младший» — это волонтер старше 18 лет, готовый делиться своим личным временем и вниманием со своим подопечным — ребенком, оказавшимся в непростой жизненной ситуации. Такие волонтеры проходят тщательный отбор: интервью, тестирование, психодиагностику, предоставляют необходимый пакет документов. Делается все это ради безопасности ребенка. Благополучно пройдя все эти этапы, потенциальный наставник проходит также полноценное обучение, на котором также могут выявляться особенности, в будущем мешающие взаимодействию взрослого и ребенка.
Подойти друг к другу
По окончании тренинга на основании общих интересов, темперамента, черт характера и многих других факторов куратор-психолог подбирает волонтеру подопечного, ребенка от восьми до 23 лет. Это самая тонкая и сверхответственная задача кураторов программы: ведь «Старший и Младший» должны максимально подойти друг другу. Верхняя граница возраста определена из того, что это возраст выпускника детского дома, который особо нуждается в поддержке: зачастую у выпускников нет определенных бытовых навыков: обустройство и обслуживание своего жилья, оплата коммунальных платежей, навыки поиска работодателя, прохождения интервью и вообще коммуникация в различных направлениях жизни вне стен социального учреждения.
Данные детей, согласных на участие в программе, формируются после заключения партнерских договоров с ЦССВ, детскими социально-реабилитационными центрами стационарного типа, с фондами, занимающимися проблемами детей—сирот и детей, оказавшихся в непростой жизненной ситуации, с органами опеки. В программе участвуют также дети с ОВЗ и дети из кризисных семей.
Не конкурент родителю
— Я 15 лет занималась поддержкой семей, воспитывающих детей с особенностями развития, — рассказывает Ксения, — и как никто понимаю необходимость наставника для них — это и вопросы социализации, и дальнейшего развития, и многое другое. Подросшим детям с ОВЗ, как правило, уже требуется общение помимо родителей. Ребенка нужно потихоньку «отпускать», давая ему развиваться самостоятельно. Но ситуация не всегда однозначна. Родителям сложно сделать это, а тем более видеть, что на частичку внимания ребенка претендует кто-то другой.
Но наставник — вовсе не конкурент родителю. Когда создается пара, куратор—психолог программы беседует с представителями ребенка — опекунами, родителями, директорами детских домов, ставя задачи, к примеру, обучение навыкам самообслуживания. Речь идет об индивидуальном внимании к ребенку конкретного взрослого.
Меняется не только ребенок
По правилам программы каждая пара существует не менее одного года, а встречи происходят минимум один раз в неделю. Общение онлайн не ограничено.
Первое время они встречается на территории учреждения. Через определенное время, после оформления всех необходимых документов и разрешения можно интересно и полезно проводить время за его пределами. Это могут быть прогулки в парке, мастер — классы, посещения музеев, театров, концертов, выставок, профориентационные мероприятия и многое другое в зависимости от интересов, потребностей и пробелов в знаниях у ребят. В любом случае каждая встреча должна нести в себе пользу и приобретение навыка, показать ребенку новое, помочь ему реализоваться в чем- то, раскрыть потенциал — адаптироваться и социализироваться в большом непростом мире.
Бывает, что пары в программе «закрывают»: это случаи экстраординарные. К примеру, ребенка берут в семью и приемные родители против его общения с наставником, либо у наставника меняются жизненные обстоятельства. Но чаще всего пары существуют больше года. Наставничество — процесс двусторонний и в процессе дружбы меняется не только ребенок, но и сам взрослый открывает в себе много нового и интересного.
В наставничество верят и партнеры
Несмотря на то, что каждую пару индивидуально и постоянно сопровождает куратор — психолог, для самих наставников в программе предусмотрены регулярные ресурсные встречи, на которых они знакомятся, делятся своим опытом, вместе с психологами программы обсуждают возникающие проблемы и находят пути их решения. Организуются также совместные с детьми мероприятия, которые всегда положительно сказываются на развитие коммуникации внутри пары.
Совместно с партнерами также реализуются различные проекты, ориентированные на образование и карьеру и помогающие ребятам раскрыть свой потенциал, адаптируясь к нормальной жизни. Один из примеров — профориентационный проект с одним из операторов сотовой связи, куда ребята ездят на экскурсии вместе с наставниками знакомиться с историей, структурой, направлениями работы, узнают о возможных стажировках и получают информацию о специальностях, которым можно обучиться для работы в компании.
— В программе запрещена материальная помощь подопечным, — уточняет Ксения. — Наша история — это история о дружбе, принятии, понимании, внимании и любви. Мы дарим Человека — Человеку.
По словам Ксении Берковской, она счастливый человек. Начиная со школьной скамьи в ее жизни всегда были наставники. К примеру, учитель русского и литературы, научившая не только читать книги, но и думать. В университете были преподаватели, глубоко заинтересованные в ее развитии и профессиональном росте. И в профессиональной деятельности всегда были и есть наставники — это не только старшие по опыту или возрасту коллеги, это и партнеры, и волонтеры. Все эти люди верили и верят в нее. И для нее это — главное.