Книжный рынок сегодня: стать писателем, не написав ни строчки

Автор литературного сериала про Егора Лисицу Елизавета Лосева

Скоро увидит свет четвертая книга Лизы Лосевой из цикла романов, посвященных рожденному фантазией автора герою криминалисту Егору Лисице. Поэтому разговор с «мамой» Егора шел и о третьей книге «Мертвый невод Егора Лисицы», и о будущем романе, и о нынешнем книжном рынке.

Как писать для детей

— Если судить по вашим страницам в соцсетях, вы побывали в Астрахани. Это случайно был не литературный тур по городам России с третьим романом из литературного сериала?
— Нет, в свой отпуск я отправилась в литературную мастерскую, которую проводила Ассоциация писателей и издателей России. Ею руководит Сергей Шаргунов, он также возглавляет издательство «Молодая гвардия». Они постоянно проводят литмастерские, встречи, вип-резиденции. А я написала детскую книгу, подала рукопись на конкурс детских писателей, прошла отбор и поехала в Астрахань. Просыпаешься утром, а в чате: «Драматурги, спускаемся в столовую, детских писателей ждут там-то!»
— Станиславский говорил: «Для детей нужно ставить, как для взрослых, только лучше». А как нужно писать для детей?

— Он прав на 100%, потому что писать для детей очень сложно. Ну а как это делать правильно, кто бы знал! Я, например, пишу так, чтобы интересно было читать мне самой. Моя детская книга вдохновлена любимым романом «Два капитана».
— А почему вы считаете, что ее захотят читать дети?
— Я могу только надеяться! На занятиях в мастерской был целый блок, посвященный тому, как говорить с детьми о серьезных вещах, например о смерти. Ты не можешь называть эти вещи своими именами — и не из лицемерия, а потому что ребенок может просто не понять. Но не можешь в то же время привирать и сюсюкать. Это, еще раз скажу, сложно, но одно издательство заинтересовалось моей книгой, может быть, потому что она носит образовательный характер. Сама книга про мангуста по имени Магнус, попавшего в зоопарк на острове, где находятся на передержке животные, отнятые у контрабандистов. Сюжет основан на сверхспособностях, которыми обладают эти животные. Ну и, разумеется, будет поиск сокровищ.

Чьё оно, «скифское золото»?

— Вы всегда глубоко погружаетесь в тему, которую выбираете для произведения. В вашей последней книге сюжет разворачивается вокруг сокровищ степных курганов, условно говоря, скифского золота…
— Сама история про клад реальна. И кое-какие золотые изделия действительно украли из краеведческого музея и пытались растопить… на примусе. Меня эта поистине варварская деталь просто поразила.
— А что еще вы узнали про сокровища курганов такого, что неизвестно большинству читателей?

— История со «змеевиком». Я как раз недавно рассказывала и о «змеевиках», и о том, что легло в основу книги, на фолк-фестивале в Усть-Лабинске. Меня туда позвали, так как в романе «Мертвый невод» много написано о суевериях казаков, которые сильно отличаются от суеверий людей Центральной России. Так вот, «змеевик», который упоминается в книге, — это артефакт, с одной стороны языческий, поскольку там изображен бог со змеями. А с другой обычно изображался какой-то христианский святой. Этот артефакт носился как оберег. Мне помогали наши казаки, например, советы давал Олег Николаев, который занимается этнокомплексом «Кумжа». В Старочеркасской мне подарили знахарскую книгу. В соцсетях мне стали присылать описания обрядов, например, когда дети не засыпали, бабка носила их «под курей», шепча заговоры.

Ароматы Егора Лисицы

— А чему посвящена четвертая книга про Егора Лисицу?
— Я побывала на лекции Михаила Клецкого про ароматы, и она меня просто поразила. Я стала читать про парфюмерную промышленность. И выяснилось, что ароматы — это обратная сторона ядов и всего, что с ними связано. И мне захотелось, чтобы Егор поехал в Москву, вкусил столичной жизни, и история парфюмерии там присутствовала тоже.
— И как будет называться четвертая книга?
— Я бы хотела так: «Красная Москва» Егора Лисицы«, потому что вся история связана с фабрикой Брокара. Я не поленилась и нашла описание цехов этой фабрики в старых конторских книгах. Интересна и личность этого парфюмера. А еще история связана с тем, что наши парфюмеры, правда, уже в 1950-х годах, открыли синтетическую формулу духов — лилиаль (запах с нотами ландыша, лилии, цикламена. — Прим. ред).

В России книга — больше, чем просто книга

— Как же хорошо, когда у автора за одним словом стоят сотни других понятий! А то недавно приезжала в Ростов одна известная блогерша и учила нас жить: мол, она познала рынок и поняла, что писать хорошо совсем не обязательно, что можно писать на каком-то среднем уровне и быть, что называется, на коне!
— Она в какой-то степени права. Сейчас есть огромное количество таких романов. Особенно от этого пострадал «янг эдалт» — жанр произведений для «молодых взрослых». Всякие романтические фэнтези. Отличный пример этого жанра — «Сумерки». Это огромный рынок. К авторам стоят очереди за автографами. Все издательства ждут произведения в этом жанре, и вовсе не обязательно хорошо их писать. Скорее здесь важнее быстро «насыщать» рынок, удовлетворить читателя. Я вот слишком медленно пишу, собираю фактуру.
— Ну, знаете, Агата Кристи писала по роману в год, а от вас хотят роман в полгода!

— Книги — это бизнес. У них тоже есть тренды и даже сезонность. Лучше всего книги продаются под Новый год, когда все покупают все. Под Новый год выходят сборники «уютных» детективов, много детской литературы. А обычные детективы начинают продаваться весной — потому что начинается дачный сезон и сезон отпусков. Есть много зарубежных детективов, не знаю уж как написанных, но часто плохо переведенных. Но у них такой крепкий сюжет, что невозможно оторваться. А мы привыкли к тому, что книги для нас — это что-то особенное.
— Это не только для нас, но и для русского читателя вообще, как хочется надеяться. А литературная школа специально для авторов детективов существует?
— Их огромное количество. И во всех этих литературных школах и мастерских учат писать большую русскую литературу, но никто не учит, как сделать крепкий сюжет, как его собрать. Сценарные школы этому учат, учат школы, построенные по зарубежным аналогам. Стивен Кинг популярен из-за крепких сюжетов, и для популярности ему не нужно быть Львом Толстым. Но, например, у Таны Френч в книгах прекрасный язык при крепком сюжете. И ее книги очень современны.

Колбаса из книг

Уже после разговора Лиза прислала автору этих строк интересный материал из Times о современных книжных предпринимателях. Он также дает представление о некоторых сторонах книжного рынка.
…Они нанимают гострайтеров (писатель-фрилансер, который пишет текст за другого человека. — Прим. ред.), дизайнеров для создания обложки, а потом публикуют книги под псевдонимом на платформах самиздата. У них десятки и сотни опубликованных книг и гора денег, по их словам.
Темы для книг они выбирают по ключевым словам — смотрят, что сейчас чаще ищут на Amazon. Выбирают нишу с минимально возможной конкуренцией, но с высокими продажами, и разрабатывают тему. В сфере нон-фикшн часто это практические руководства: как дрессировать щенка, как овладеть техникой вязания крючком; в художественной литературе — фэнтези, любовные романы о вампирах, научная фантастика.
Исполнителей они ищут на сайтах фриланса. Например, на Fiverr можно заказать любовный роман за 87 фунтов стерлингов, а эротическое фэнтези — за 34 фунта. Интересно, что дизайн обложки стоит больше, чем половина эротического романа, — 20 фунтов. С помощью ИИ все можно сделать быстрее и проще.
— На самом деле это наименее креативный бизнес, который у меня когда-либо был, это просто машина для производства колбасы из книг, — говорит Софи Ховард, писательница и коуч, проживающая в Новой Зеландии и имеющая 15 псевдонимов, несколько гострайтеров и 500 опубликованных книг. — Можно заработать много денег, не написав ни слова.

Читайте также...

Яндекс.Метрика