С Чеховым на дружеской ноге
Весьма необычная экспозиция открылась в выставочном зале Ростовского областного отделения Союза художников России. Ее автор, родом из Донецка, предлагает увидеть авторов великой русской и мировой литературы в непривычных вариантах.
Да и название выставки Равиля Акмаева более чем нестандартное — «Чуть помедленнее…». То есть, автор как бы призывает своих зрителей не вешать штампованные ярлыки на известных деятелей культуры, а попытаться увидеть в них обычных людей со своими слабостями и недостатками. И это отнюдь не ставит того же Шекспира или Родена на уровень обывателя: у великих и слабости великие, судя по всему, считает автор.
Наверно, самой его известной городской скульптурой в Донецке является «Друг»: фигура человека, держащего зонтик над своим четвероногим другом. Замечателен и его памятник Чехову: бронзовый Антон Павлович без грустной думы, расслабившись, на лице откинулся на спинку стула. И настолько спокоен писатель, что на рядом стоящий столик приземлилась голубка, разглядывающая автора «Дяди Вани».
Этот памятник, фотография которого есть на выставке, подарен Донецку Равилем Акмаевым в 2020 году.
К Чехову этот скульптор и художник явно неравнодушен. Антон Павлович изображен у него во многих ипостасях. Вот вам Чехов-доктор, внимательно выслушивающий обнаженную по пояс даму. Вот Чехов-рыбак, по колено закативший брюки и хвастающийся уловом. А вот Чехов задумчивый, внимательно разглядывающий две вишенки на склонившейся ветке. Но апофеозом, пожалуй, является посиделки с Львом Толстым — как известно, писатели дружили, хотя пьесы Антона Павловича Лев Николаевич не воспринимал, впрочем, как и произведения Шекспира.
Не менее импозантно представлен и другой юбиляр следующего 2024 года — «солнце русской поэзии». Но во всех иронических рисунках сквозить такая любовь к Александру Сергеевичу, что и подумалось: и с Пушкиным он на дружеской ноге.
Другим персонажам— Гоголю,Родену, Дон Кихоту, Гамлету и другим — тоже досталось немало добродушной иронии. Уходишь с этой выставки в приподнятом настроении, которое создает жизнелюбие автора и его друзей из мира литературы.