Как «атом» с «цифрой» подружился

Ростовская АЭС. Фото — Информационный центр по атомной энергии

Правительство Российской Федерации ставит задачу обеспечить массовое внедрение российских IТ-решений во всех стратегических отраслях.
Летом 2023 года на Ростовской АЭС прошел этап опытного использования Информационной системы поддержки эксплуатации (ИС ПЭ АЭС (ТОРЭКС), и осенью она введена в эксплуатацию промышленную, заработав на полную мощность. Стоит пояснить, что ТОРЭКС расшифровывается как Техническое Обслуживание, Ремонт, Эксплуатация.

При создании системы был использован опыт и лучшие практики всех АЭС в области эксплуатации, управления ремонтами, ресурсами и документацией. Важно было уйти от опыта и наработок станций, исторически привыкших существовать обособленно и прийти к единым стандартам и подходам.
Руководитель проектного офиса по внедрению цифровых решений при эксплуатации АЭС концерна «Росэнергоатом» Виктор Царану.

Ростовская АЭС довелось оказаться среди первых пяти атомных станций, на которых внедрена эта система. Сегодня этот проект — самый масштабный в программе цифровизации концерна «Росэнергоатом». И, как заявил директор Ростовской АЭС Андрей Сальников, используя его, мы хотим повысить надежность, эффективность и безопасность эксплуатации станции, сократить сроки ремонта, обслуживания систем и оборудования, минимизировать число нарушений, вызванных человеческим фактором.

Разработка

Как рассказал заместитель главного инженера по производственно-техническому обеспечению и качеству Ростовской АЭС Андрей Кольцов, разработка системы состояла из формирования базы производственного оборудования и нормативно-справочной документации; подготовки инструментов поддержки эксплуатации, технического обслуживания и ремонта; оснащения персонала новым оборудованием — мобильными планшетами, информационными киосками и лазерными гравировщиками.
База данных оборудования и технологических мест АЭС — фундамент ИС ПЭ станции. Ее сформировали оцифровкой сведений, собранных из локальных информационных систем.

Как она работает

Люди. Теперь графики работ для оперативного персонала создаются и согласовываются с помощью системы. Тут же хранится информация по отпускам персонала, по повышению квалификации и обучению сотрудников в учебно-тренировочных центрах путем интеграции с ИС ИППК (информационная подсистема поддержки квалификации по охране труда, правилам эксплуатации, ремонта и безопасности на базе SAP HCM — софта для управления человеческим капиталом). Согласование графиков идет с помощью простой электронной подписи.

С использованием системы работает практически весь эксплуатационный персонал АЭС, который занимается контролем за состоянием оборудования. В систему попадают и сделанные записи о дефектах и их устранении, ведутся базы данных и так далее. Среди ремонтников пользователями ИС ПЭ стали специалисты уровня мастеров и выше. С помощью системы они формируют годовые графики ремонтов оборудования, вводят работников в наряды, проводят оперативное и перспективное планирование, готовят акты выполненных работ и так далее.

Техника. Все события, случившиеся за смену работы оперативного персонала (процесс приема-сдачи, ведение состава смены и так далее), фиксируются в электронном оперативном журнале (ЭПЖ). При необходимости данные можно распечатать. ЭПЖ доступен с любого рабочего места при помощи информационных киосков — автоматизированных рабочих мест в пылевлагозащищенном и антивандальном исполнении со встроенным принтером и другими необходимыми элементами.

Например, обходчики обследуют оборудование, проходя по заданному маршруту, планшетом считывая нанесенные на него определенные метки (графические коды или RFID) и на экране проверяя его параметры. Ранее сотрудник должен был носить с собой кипы документов с этими параметрами и сверять их вручную. Теперь система позволяет делать это гораздо быстрей и точней.

Данные проведенного обхода оборудования автоматически поступают в ИС ПЭ станции, что важно: по ним система может обнаружить дефект. Полученные в результате обхода данные можно также ввести в систему через информационный киоск. Имея в своем распоряжении всю информацию о состоянии оборудования, Информационная система поддержки эксплуатации станции анализирует изменения параметров оборудования и сигнализирует, если такая ситуация возникнет, о необходимости проведения ремонта.

Теперь процесс организации работ по нарядам и распоряжениям полностью осуществляется также в системе. После того, как наряд оформлен, согласован и выдан, он автоматически регистрируется в ИС ПЭ. Внесение корректировок, а также оформление перерыва в работе можно выполнить в информационном киоске. Также с помощью считывателя графических кодов (их наносят с помощью лазерной гравировки) в ИС ПЭ станций отмечается количество инструментов, которое было выдано для проведения ремонтных работ.

Более того, система обеспечивает «прослеживаемость данных об объекте», что означает следующее. Когда любое оборудование поступает на атомную станцию, оно маркируется, и по этой маркировке с помощью системы можно проследить, откуда прибыл этот объект, как он проходил входной контроль, где сейчас находится это оборудование на складе, куда отправится в дальнейшем

Помимо сотрудников АЭС в ИС ПЭ будут работают и подрядные организации, в том числе специалисты «Атомэнергоремонта».

Внедрение таких масштабных цифровых систем и их интеграция в единый шаблон эксплуатации помогут концерну «Росэнергоатом» в течение ближайших пяти лет стать глобальным центром компетенций и технического консалтинга для всех компаний, эксплуатирующих АЭС российского образца.
Директор Ростовской АЭС Андрей Сальников.

Цифра. Около 30% выработки электроэнергии в Южном регионе и 70% в Ростовской области обеспечивает Ростовская АЭС.

Читайте также...

Яндекс.Метрика