Захват жилплощади на площади Свободы
В репертуаре Ростовского академического областного молодежного театра появилась комедия «SQAUT или тайна сестер Фижак». Ее поставил главный режиссер театра Геннадий Крук.
Фабула комедии полна неожиданными поворотами, казалось бы, и для самих участников спектакля. Популярное нынче на Западе решение «квартирного вопроса» с помощью захвата квартиры в отсутствие хозяев (squat) разыграно изящно и легко. Характеры молодых героев-эмигрантов – араба Самира (Сергей Беланов) и польки Кристины (Юлия Кобец) – хоть и выписаны автором пьесы Ж.-М.Шевре несколько облегченно, но сыграны актерами глубоко и проникновенно: драма чужих в обществе, в котором они бы хотели поскорее прижиться, подана и через конфликт поколений, и через этнический конфликт.
Но эмоциональным центром спектакля становятся сестры Фижак в исполнении заслуженной артистки РФ Маргариты Лобановой и актрисы Раисы Пащенко. Казалось бы, что нам, живущим в России совсем другими заботами, до этих изящные пожилых француженок?! Но когда на сцене появляются Лобанова и Пащенко, этот вопрос в любой пьесе отпадает по определению. Актрисы каждую роль умеют подать так, что, выражаясь несколько выспоренной фразой классика, в ней дышит почва и судьба. А судьбы у них, ой, какие разные. Жанн так и не вышла замуж, хотя женственности в ней хоть отбавляй, причем женственности изрядно кокетливой. И становится понятной фраза, брошенная невзначай героиней Маргариты Лобановой насчет бывших женихов. В присутствии молодых людей в ней моментально просыпается нерастраченная нежность материнства, так что можно считать, что нашим эмигрантам изрядно повезло с такой защитой.
Маривонн Пащенко словно скроена из другого материала. Прошедшая вместе со своим мужем, казалось бы, все военные конфликты столетия, она словно оделась в броню, потому нежностей от нее ждать вроде бы не приходится. Но и этот лед растоплен, когда становится ясным Маривонн, что ее военные переживания вовсе не тяжелее тех, что рождены издевательствами, которым подвергаются люди с другим цветом кожи в мирном, казалось бы, Париже. Пащенко выдает это понимание гомеопатическими дозами, окончательно давая волю чувствам «железной» сестры Фижак в телефонном разговоре при поиске работы для Самира.
Такие разные по мировосприятию, сестры объединяются в стремлении помочь молодым людям устроить свою жизнь в современной Франции.
Ростовская сцена, пожалуй, еще не видела спектакля, где бы о существующей сегодня в мире (не только в России!) национальной неприязни говорилось так открыто. Этим и ценен спектакль Ростовского Молодежного, утверждающий общечеловеческие ценности в близкой и понятной нынешним подрастающим поколениям форме.
Фото спектакля
Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)
Другие театры Ростова
Ростовский музыкальный театр
Ростовский академический театр им М Горького
Новошахтинский драматический театр
Ростовский Театр Кукол