Биоэнергетика от агроакадемии
Если бы лидеры стран «большой восьмёрки» узнали о разработках в сфере альтернативного топлива и альтернативной энергетики Азово-Черноморской агроинженерной академии, они не были бы столь категоричны по вопросу биотоплива. Да и Организация экономического сотрудничества и развития не столь уверенно ставила бы в вину производствам биоэтанола и биодизела резкое подорожание продуктов питания.
Побеседовать с Михаилом Тарановым, ректором академии, стоит каждому, кто разочаровался в достижениях отечественной науки. Почему же так получается, сетует Михаил Алексеевич, что мы и сейчас по разработкам в сфере биоэнергетики стоим на переднем крае мировой науки, а внимание на это никто не обращает. Когда же страна, не используя ничего из предложенного, начнет отставать в этом вопросе (и уже отстаёт!), будут во всем обвинять науку.
Но сначала – факты. На международной выставке, посвященная альтернативной энергетики, которая прошла в Москве весной, академия за технологию производства этанола, бутанола и водорода получила золотую медаль ВВЦ.
— Мы – за создание производств по производству биотоплива в самих хозяйствах, — говорит Михаил Алексеевич. Сырье – на месте: и это вовсе не само зерно, а его отходы (мукомольное производство), и вообще-то любые отходы, содержащие целлюлозу. В итоге их переработки получается этанол, бутанол и водород. Если в бутанол, полученный таким образом, добавить ацетон и еще шесть составляющих, то получается топливо, аналогичное бензину с октановым числом 100. То есть, его можно использовать без переделки двигателя автомобиля. Мы пока осторожничаем, говорит Таранов, предлагая использовать его в смеси с обычным бензином 50х50.
Для хозяйств, у которых потребность — более шести тонн топлива в месяц специалистами академии разработан мини- завод. У него стоимость производства литра этого топлива ниже, чем у Лукойла: шесть рублей против
7-7,5. Если потребность у хозяйства меньше, то возможна кооперация в его использовании двух и более хозяйств. Само оборудование занимает площадь в 100-120 квадратных метров.
Международный интерес к этой работе огромен, что бы супротив против биотоплива не писала отечественная и зарубежная пресса. В сентябре специалисты академии поедут в Германию, где подготавливается специальная государственная программа по биоэнергетике. Весной на ВВЦ президент ассоциации немецких производителей альтернативного топлива заявил, что учит русский язык, чтобы получше познакомиться с разработками зерноградских ученых. В Германии развернулось производство биогаза из тех же сельскохозяйственных отходов, так что, заявил немец, вполне вероятно, что скоро мы будем отказываться от российского природного газа. То есть, альтернативная энергетика заключается не только в биотопливе для автомобилей..
53 процента территорий России никогда не будут иметь газа и стационарной электроэнергии, потому что во многие населенные пункты тянуть линии передач невыгодно. То есть, вопрос энергоснабжения надо решить кардинально и не путем выставления фермеру счёта в 500 тысяч рублей за линию к ферме, которую он собирается строить за девять километров от своего хутора. Об этом случае рассказывали «Молоту» в Зерноградском районе. А ведь 2,9 тонны соломы, которую обычно бездарно сжигают, можно приравнять по выделяемой энергии при этом самом сжигании к тысяче кубометров газа. То есть, загрузи тюк соломы в котел, говорит ректор Таранов, и путем управляемого горения при дозированной подаче кислорода получи газ и жидкое топливо. Такая установка также демонстрировалось на выставке в Москве.
В Ростовской области таких установок пока нет. Стоит она, пока единственно действующая в ЮФО, в Кущевском районе у фермера, который заявил, что зерно теперь выращивать не будет. А вот рапс ему выгоден, потому что из него он получает биотопливо. Солому же для отопления своих ферм он берет у соседей. Дешевое у него получается мясо, потому что затраты на энергетику сокращены до минимума.
Проблема децентрализованной энергетики до сих пор заключалась в ненадежности первичного двигателя для станции. Сейчас созданы двигатели, в том числе и отечественного производства, у которых ресурс — 100 тысяч часов. Значит, уже есть все для решения проблемы, но не хватает средств. Чтобы бизнес принес сюда деньги, ему надо предъявить законченную технологию. Так что задача науки – показать образцы.
Одним из таких образцов и призвано стать производство биодизеля в том же Зерноградском районе. Но урожайность рапса оправдывает технологию, когда превышает 20 и более центнеров с гектара. А в Ростовской области она пока
– около 12. 28 гектаров рапса дожидаются уборки буквально рядом с будущим производством в ОПХ
«Экспериментальное». Какой будет его урожайность на этом поле, покажет ближайшее будущее.
«Молот», 22 июля, с.1-4