Попытка контакта
Ростовский музей современного изобразительного искусства на Дмитровской представил своим посетителям фотовыставку Бориса Панасюка «Случайные связи». Объекты окружающего мира, казалось бы, существовавшие сами по себе, на снимках автора слагаются в картину, крепко-накрепко связанную новым неожиданным смыслом. Вот беседа с автором представленных 37 работ.
— Кому не назовешь вашу фамилию, обязательно услышишь: «Да где-то я про него слышал!». Так где про вас можно было услышать?
— Скорее всего, меня знают по передаче «Навигатор» радио Дон-ТР.
— Там — звук, здесь — изображение, как у вас все это сочетается?
— В возрасте семи лет мне подарили «Смену-4», это был 1967 год. И я снимал парк имени Горького, печатал снимки сам и с той поры заболел фотографией. Но серьезное увлечение этим делом пришло в университете на физфаке, когда увидел выставку сотрудников физфака — членов клуба «Иллюзион-2».
— Задам наивный вопрос — чем хороший любительский снимок отличается от профессионального?
— Разграничения тут нет: главное — в замысле и в его реализации. Человек, который взял в руки фотоаппарат вчера, способен сделать хороший снимок, возможно, даже неосознанно.
Для меня вопросы о технике уже не стоят (я ею владею, хотя никогда этим не «заморачивался»), они отходят на второй план, когда занимаешься творчеством.
— А вы всегда пользуетесь черно-белым вариантом снимков, как на этой выставке?
— В краеведческой работе, в основном, снимаю в цвете, но в этом направлении фотографии, которое я называю психологическим пейзажем, я исповедую черно-белый вариант. Взять, к примеру, снимок, который называется «Попытка контакта». На нем, как видите, виноградная лоза пытается зацепиться за кирпич. Если бы эта фотография была цветной, то зритель в голове выстраивал бы соответствие цветопередачи. Мне это не нужно: я хочу снимком выделить главное. В черно-белом варианте это можно достигнуть более простыми способами. То есть, я удаляю цвет как один из раздражителей, и вопрос — где это снято и как это снято? — уходит сам собой. И остается то, что я хотел сказать этим снимком.
-То есть, мысль!
— Замысел.