Родом из андеграунда
В Ростовском музее современного изобразительного искусства работает персональная выставка художника Вячеслава Шмагина (Дубна, Московская область).
Тем, кто привык к натуралистической живописи (а точнее — живописи фотографической), то есть, той, что отражает жизнь в формах самой жизни, можно не беспокоиться: здесь им «не глянется» ничего.
Но как нашли друг друга ростовский музей и художник, пусть и известный (более за рубежом, чем в провинциальной России), но живущий далеко от Дона? Да так же, как сегодня и случаются встречи — в виртуальном пространстве. Сам Шмагин признается, что у 70 процентов нынешних художников менеджерами являются их жены. И он — не исключение. Жена Лариса, изучая просторы Всемирной Сети, нашла сайт РМСИИ. Автору этих строк она призналась, что в России много художественных музеев традиционного искусства. Что касается искусства современного, таких мало, а уж хорошего уровня — и того меньше. Ее заинтересовала политика музея, отраженная на сайте — так завязалась переписка, приведшая к данной экспозиции.
По мнению искусствоведов, «оперируя мировоззренческими категориями, Вячеслав Шмагин в своих работах тонко сочетает программный рационализм с эмоциональной насыщенностью, плоскостность и орнаментальность — с концентрированной духовностью. Форма и цвет являются для художника результатами его ощущений, чувств, миропонимания. Зачастую прибегая к простым архетипическим образам, мастер занимается раскрытием той или иной плоскостной формы в бесконечность фона, широко применяя метод дриппинга».
Сам автор признается, что родом — из андеграунда, но «вот так живешь-живешь, и бах! — тебя называют классиком». Это — реакция на слова заведующей РМСИИ Марины Приходько, что картины Шмагина для нее являются классическими. На просьбу автора этих строк определить стиль, в котором он пишет, художник ответил: «Русский. Жил бы во Франции, писал бы по-другому!» По его мнению, рисовать нужно для себя. Как только задумаешь писать для кого то, сразу попадаешь в позу полового из трактира «чего изволите». Художник должен быть свободным, тогда из него может что-то получиться.
Из Шмагина — получилось: сегодня его работы находятся в частных коллекциях России, а так же в Германии, Франции, США, Швеции, Великобритании, Италии, Голландии. С 1991-го ежегодно у него — персональная выставка (а то — и две), в основном, зарубежом.
На выставке в РМСИИ представлены работы из нескольких серий, в том числе — «Раскрытие» (2011), «Значение тайны» (2010), «Контуры тайны» (2010), «Русский транзит» (2008) и других.
Выставка Вячеслава Шмагина, которая носит название «Живопись. Раскрытие», продлится в РМСИИ до 2 апреля.