Увидеть себя в зеркале античности
Огромное количество россиян не мыслят себе отдых иначе как в качестве того, что раньше называли «образовательным путешествием». То есть, времяпрепровождение не в качестве бессмысленноговозлежания на песке или гальке Черно- или Средиземноморья,донских, волжских или иных брегов, а активное познание отечественной ли, зарубежной ли истории или действительности. И, к сожалению, турфирмы нашим пытливым соотечественникам – далеко не всегда помощники. Так что многим и многим приходится заниматься самоорганизацией своего отпуска – в виде походов на байдарках по Дону, поездках вместе с детьми в отечественные заповедники и, как говорится, др.
А недавно группа ростовчан, среди которых была и корреспондент «Молота», вернулась из путешествия по местам работы археологических экспедиций, ведущих раскопки античных поселений на Таманском полуострове. Встречи оказались интереснейшими не только с артефактами, но и с людьми. Началось все с донской земли – с заповедника «Танаис».
Таких, как Тимур Галкин из Владимира, довелось увидеть практически во всех археологических экспедициях юга страны. Они — волонтёры, то есть, предпочитают праздному безделью добровольное глотание античной пыли в раскопе под палящим солнцем. Причем – уже в течение пяти лет. «Здесь особая атмосфера, — говорит Тимур Олегович, — потому и стал приезжать сюда после практики первого курса».
В Танаисе с энергетикой, которой можно подзарядиться под донской античным небом, всегда — всё в порядке. С интереснейшими находками – тоже.
В этом году здесь нашли дорогу, идущую … параллельно огромным ступеням — входу в город. Одно из объяснений этой интереснейшей находке таково: море отступало, река также понемногу меняла русло, и город (по определению древнегреческого историка Страбона, стоявший «одновременно на реке и на море») двигался вслед за водой.
Чтобы разглядеть мощение шириной в четыре метра в груде камней, нужно иметь суперпрофессиональную интуицию. Стало быть, не только древнюю дорогу раскапывают под донским небом археологи, но и прокладывают себе путь к вершинам любимой профессии.
Фанагорию, столица азиатской части Боспорского царства, существовавшего на рубеже нашей и ненашей эры в Северном Причерноморье, копает на суше и в море Таманская экспедиция Института археологии РАН. Одно плохо: что выкапывают – тут же закапывают обратно, так что ростовчане увидели то, на что потом уж никому поглазеть не удастся – отдельные камни фундамента дворца, погибшего от пожара, и остатки керамической ванны, судя по всему, тоже царской. Говорят, что один из российских олигархов собирается выделить немалые средства для организации тут музея и научно-культурного центра. На это до сих пор не сподобилось российское государство. Но пока у олигарха – проблемы, и денег хватает только на охрану этой территории зимой и летом да на фирменные майки с кепками для членов экспедиции.
Антрополог Мария Добровольская утверждает, что фанагорийцы были ростом 1,6 – 1,7 метра и внешностью схожими со всеми остальными жителями Средиземноморья. Редки были среди них кариес и выпадение зубов, что говорит о полноценном питании. Боевых травм у женщин, в отличие от мужчин, не обнаружено.
И здесь довелось услышать о волонтёрах – школьниках из московской школы «Интеллектуал» и студентах истфака МГУ. Копает школьный отряд и соседку Фаганрогии – античную Германассу, она же в Средневековье – Тьматаракань. Это вообще-то весьма распространенное явление на Тамани: на античное поселение «садится» что-то хазарское, чьи камни далее используют казаки для строительства своих оборонительных сооружений и станиц. А под станицей Нижнестеблиевской в стенах бывших ракетных шахт, говорят, вмурованы могильные плиты времен эллинистических и римских. Да и изображения иудейского семисвечия попадаются.
Некая безвестная хора (поселение из сельской округи, кормящее античный город) стала объектом внимания нескольких спасательных экспедиций Института материальной культуры из Санкт-Петербурга. Надо было видеть, как нежно и ласково извлекались археологом Сергеем Кашаевым находки из некрополя, уже упрятанные в ящики. Нетронутые временем и грабителями посуда – большая редкость. Все это надо действительно спасать, так как в ближайшем будущем на этой земле, приобретенной неким собственником, в крутой осыпающийся берег будут вбивать сваи: начнется строительство пансионата.
Эти круглые ямы можно увидеть на городищах везде: извлекают из них, по цвету от прочей земли отличающихся, то, что обычно выбрасывали местные жители. Находят здесь и вещи ценные для понимания тамошних нравов. К примеру, амфоры с просверленным и замазанным отверстием. «Явный намек на то, что дорогое вино было извлечено, а заправлено туда нечто менее ценное! — смеется Сергей Кашаев. – Подделок хватало и в античном мире».
Мусора было достаточно и при раскрытии позднеэллинистических слоёв Раевского городища под остатками турецкой крепости Ногай-Кале. «Осколки посуды, наконечники стрел вперемешку, фрагменты скелетов говорят о том, что поселение было взято с боем, и жители не успели отсюда уйти вовремя, — рассказывает археолог из Института археологии РАН Алексей Малышев. – Время гибели поселения мы датируем серединой третьего века нашей эры по времени чеканки последней найденной здесь монеты». И эти стены с интереснейшей кладкой также будут засыпаны …
х х х
Единственная мысль, которая отравляла всю прелесть состоявшегося «образовательного путешествия»: что имеем – не храним, да и хранить, судя по всему, не собираемся. А ведь Россия, как пришлось убедиться, не только « водка с матрешкой», но и античный мир – то самое время, откуда есть пошла современная цивилизация, и откуда нам черпать и черпать — и артефактов, и мудрости. И все действительно познается в сравнении: донской Танаис – самый готовый к принятию туристов заповедник. А кто о нем знает?!…
«Молот», 22 августа, с.5