Снимает Эйзенштейн или Победит ли Мишка Мэри Пикфорд

Сергей-Эйзенштейн

Сергей Эйзенштейн

В 1927 году Сергей Эйзенштейн приступил к работе над фильмом «Генеральная линия», посвященном коллективизации. Часть съемок этой картины проходили под Ростовом. Свидетельства тому сохранили газеты того времени. Вот как описывает посещение съемок корреспондент газеты «Молот», скрывший свое имя под псевдонимом И.Б-к. Впрочем, инициалы расшифровываются легко: автор репортажа — известный журналист Илья Березарк.

Кстати. «Генеральная линия» — немой агитационный фильм-эпопея. В сентябре 1926 года Сергей Эйзенштейн заключил договор с «Совкино» на написание сценария для фильма о социалистическом переустройстве деревни и о проведении съемок с 1 октября 1926 года до 1 февраля 1927 года. Однако работа над сценарием была приостановлена на полтора года и только после выпуска «Октября» Эйзенштейн вновь вернулся к «Генеральной линии».

 

кадр-из-Генеральной-линии2

Кадр из фильма «Генеральная линия»

Законченный в начале 1929 года фильм, документально показавший ужасающую нищету и отсталость деревни, был подвергнут цензурным переделкам и по личному указанию Сталина назван «Старое и новое», а уже в 1930-м снят с экрана как «идеологически ошибочный».

Сюжет фильма традиционный: трудности в организации колхоза, помощь рабочих-шефов, в финале трактора пашут артельную землю.

Верстах в шести от Ростова в конце станицы Верхне-Гниловской находится небольшая уютная ложбинка с видом на Дон. Это место выбрано Эйзенштейном для съемок крестьянской картины «Генеральная линия».

Наверху у дороги сгруппировались крестьянские подводы. Лошади выпряжены совсем как в небольших деревнях, на базарах. Среди подвод затесался автомобиль Совкино. Только этот автомобиль да еще группа вездесущих деревенских мальчишек показывает, что здесь происходит что-то необычное.

Смотришь на съемку и удивляешься: в первый момент даже разочаровываешься, особенно если видел съемки еще не раз. Где режиссер-громовержец с рупором, издающий генеральским тоном приказания за версту?! Где размалеванные члены РАБИСа, вечно недовольные и трепещущие?! Или суетливые помощники-адъютанты? Или декорации и реквизит, сваленные в кучу?! Словом, где та торжественность, которой обставляют свою работу многочисленные посредственные кинорежиссеры?…

Эйзенштейн спокойно деловитым тоном скорее не приказывает, а разъясняет. Рядом с ним Тиссе с аппаратом, два-три помощника — и только. Тут же группа верховых крестьян. Ни одного подмалеванного лица, ни одного выдуманного жеста. Лошади смирные, рабочие, те самые, которые совсем недавно приволокли сюда подводы. Крестьяне спокойны и деловиты, не то, что беспокойные и суетливые профессиональные артисты.

Снимается погоня — трудная сцена, в которой принимают участие до 20 верховых. Спокойно, уверенно, даже несколько скептически вертит Тиссе ручку своего «Дерби» и говорит:

— Хорошо, переснимать не стоит.

Другая сцена почти трюковая. Выбираются четверо крестьян на самых резвых лошадях.

— Расстегните ворот. Один поскачет босой.

— Мишка, сними ты, — обращаются крестьяне к самому молодому из верховых.

Мишка спокойно снимает сапоги, разворачивает портянки. Несколько крестьян наводят зеркала на дорогу.

Идет съемка деталей: платка с изображением Ильича, арки с красными флагами, единственного здесь декоративного сооружения. Для того, чтобы снять деталь, нужен точный учет направления аппарата. Эйзенштейн и Тиссе смотрят через черные очки. Минута раздумья, и вот аппарат, направленный опытной рукой, делает свое дело.

Сегодня на фронте искусства идет ожесточенная борьба. Наше лучшая кинопродукция старается вытеснить буржуазную кинематографию, всю построенную на культе героев. Год тому назад матросы Черноморского флота также спокойно и уверенно работали для «Потемкина». Сейчас этот фильм смотрят в 15 переполненных берлинских кинозалах, и буржуазные кинодельцы не без опаски говорят об успехах «кинорежиссера, неизвестного в Голливуде».

Теперь очередь хлеборобов из Гниловской. Они участвуют в первой большой крестьянской картине. Будем же надеяться, что эта картина поможет хоть частично вытеснить с наших рабочих экранов западную мещанскую кинопродукцию.

Мишка, снимающий портянки, должен победить Мэри Пикфорд.

Сергей Михайлович Эйзенштейн (1898–1948) — выдающийся советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Лауреат двух Сталинских премий первой степени. Профессор ВГИКа. Доктор искусствоведения, автор фундаментальных работ по теории кинематографа.

Эдуард Казимирович Тиссэ́ (1897–1961) — советский кинооператор, заслуженный деятель искусств РСФСР, заслуженный деятель искусств Латвийской ССР. Лауреат трех Сталинских премий первой степени.

«Дерби» — одна из первых марок кинокамер. Примерно на такой снимали свои фильмы братья Люмьер.

«Совкино» — советская фотокинематографическая государственная организация и кинокомпания. «Совкино» было создано согласно постановлению СНК РСФСР от 13 июня 1924 года. С момента создания «Совкино» получило права на импорт, производство и монопольное право на прокат кинофильмов на всей территории СССР. Первоначально «Совкино» конкурировало с «Пролеткино», но впоследствии получило монопольные права на весь кинорынок СССР. «Совкино» ликвидировано в феврале 1930 года.

РАБИС — советский профсоюз работников искусств.

Читайте также...

Яндекс.Метрика