Как работают НКО в рыночных условиях
Общественники Ростовской области, оказавшись в условиях рынка, научились не ждать поддержки от государства, а зарабатывать средства на свои проекты. Соответствующие знания и технологии дал им в руки Ресурсный центр социального развития.
Центр появился в конце 2014 года в Ростове-на-Дону и работает в трех направлениях — поддержка социально-ориентированных некоммерческих организаций и их проектов, социального предпринимательства и поддержка муниципальных организаций, которые хотят привлекать внебюджетные средства и также реализовывать свои проекты. Сейчас центр работает на территории 12 регионов России («До Иркутска добрались» — с гордостью говорит руководитель центра Сергей Макушкин): сегодня интернет-технологии позволяют не открывать филиалы, а работать с активистами регионов напрямую.
После 2014 года в центре поняли, что нужно зарабатывать самим (в 2014 году активисты воплощали проекты в жизнь, используя средства гранта правительства Ростовской области), взяв на вооружение такие бизнес-технологии, как продажа услуг (социальных), краудфандинг (т. н. народное финансирование), ту разновидность маркетинга, которая позволяет работать в социальных сетях (smm), вирусную рекламу. Все это было адаптировано для социальной сферы. Более того, этим технологиям в Ресурсном центре социального развития стали обучать и членов НКО.
— Работая на конкурентном рынке, НКО и учреждения продолжают действовать административно, — рассказывает Сергей Макушкин. — А клиенту на рынке все равно у кого купить, главное — чтобы его устраивало качество покупаемого. Вот и оказалось, что в итоге, не выдерживая конкуренции, «социальщики» работают либо только с дотационным сектором рынка (по сути, бесплатно), либо по крайне низкой цене, не зная, как увеличить доход. Понимая это, мы и привнесли в социальную сферу немного бизнес-подхода. Это дало плоды — 340 историй успеха с 2014 года.
Хотя, по правде, образовательный проект родился вперед самого центра. Уже тогда семинары проходили для нескольких районов сразу — «кустовым методом». Трехдневные тренинги с отбором людей (их представляли администрации муниципалитетов) для дальнейшего сопровождения их проектов оказались мало эффективными. В итоге поменялась стратегия — на обучение стали набирать всех желающих и стали брать небольшую плату. Реклама шла через сайт центра, соцсети и с помощью «сарафанного радио». Образовательный путь для набранных 33 слушателей из Ростова, Новочеркасска и Азова стал трехмесячным.
В 2016 году за подготовку своих активистов заплатила администрация Октябрьского района. Проекты НКО и муниципальных учреждений должны воплотиться в жизнь и приносить средства. На выходе 15 проектов уже работали: это была управляющая компания ЖКХ, до сих пор работающая успешно, спортивный клуб для пожилых людей и другие. Обучение шло без отрыва от работы, более того — многие делали проекты на базе своих производств. Шло обучение составления заявок на гранты: до этого многие не понимали, что это такое. После обучения два НКО района выиграли гранты правительства области — для развития внутреннего туризма и развития школьной инфраструктуры.
Большая образовательная программа в 2016-м была реализована и в донской столице. В итоге в городе появились швейный коворкинг, школа приемных родителей, началась продажа сакских грязей в местных аптеках.
В 2017-м соорганизатором «жесткого» сопровождения реализации проектов (их авторы ставятся в такие условия, когда им проще сделать намеченное, чем не сделать) выступил Росатом. Бизнес-технологии в ходе выполнения «домашних заданий» получили в руки активисты Волгодонска и Волгодонского района, Цимлянского и Неклиновского районов, города Шахты. С ними работали предприниматели (бизнес-спикеры), наставники, те самые успешные люди, которыми полны предприятия этого гиганта. В итоге нарабатывались самое ценное в бизнесе — связи, появлялись возможности и контакты. Из 28 человек, стартовавших в программе-2017, 16 уже могут предъявить успешные истории успеха. Все они работают в Ростовской области, а один человек с помощью Интернет-технологий — на несколько регионов.
Вооружились общественники, прошедшие и обучение, и практику в Ресурсном центре социального развития, следующим:
— анализ рынка и выбор ниши своей деятельности (человек понимает, как ему нужно изменить свой социальный продукт или услугу, чтобы его покупали за деньги);
— создание правильной платформы для продажи своего продукта (в Сети меняются особенности сайтостроения с точки зрения коммуникации с клиентом чуть ли не ежемесячно);
— поиск других площадок для информации о своем продукте и его распространении;
— технология smm, то есть, продвижение продукта через соцсети;
— правильный подбор кадров (с двумя специалистами можно сделать то, что делают 20);
— умение коммуницировать с другими, представляя себя и свой продукт;
— умение использовать определенные сервисы. сокращающие ручной труд до минимума;
— работа с клиентским потоком, умение организовать информацию о своем продукте так, чтобы с ней познакомилось как можно больше людей.
Перспективы-2018 таковы: общественники Октябрьского, Неклиновского и Сальского районы (вместе с администрациями территорий), Волгодонска и Шахт (без административной поддержки) будут «вариться» вместе для установления полезных связей. Работа уже началась в Неклиновском районе: создается электронная система продвижения продукции территории, тестируется сайт для продажи продукции народных промыслов, в том числе, за пределы региона. Второй создаваемый сайт будет продвигать туробъекты и турмаршруты, которые будут разработаны.
В 2018-м географию контактов Ресурсный центр социального развития планирует расширить до 20–25 регионов: их активным жителям будет предоставлена возможность продвигать свои продукты через созданные электронные ресурсы.
Самый видимый результат работы — бывшие ученики становятся партнерами центра и работают вместе с ним. Елена Уварова, используя полученные знания и технологии, создала вместе с центром Лигу поставщиков социальных услуг, вошедшую, в свою очередь, в Реестр поставщиков социальных услуг Ростовской области. Сегодня она, Елена, «локомотив» этой Лиги, куда может войти социально-ориентированное НКО и будет иметь поддержку на рынке.
— Наша задача, говорит Сергей Макушкин, учить людей привлекать финансы в социальную сферу. И это у ресурсного центра, о чем свидетельствуют истории успеха, получается неплохо.