Профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних в Ростовской области: цифры и факты

  • С 1 июня 2002 года в соответствии с постановлением главы областной администрации N 233 от 20.05.2002 года «Об утверждении Положения о едином областном банке данных безнадзорных и беспризорных детей» и решением областной комиссии по делам несовершеннолетних началось формирование этого банка данных. С 1 июня по 31 декабря в области выявлена 1511 безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних.
  • В 2003 году выявлена тенденция к снижению в области количества безнадзорных, беспризорных детей: за 7 месяцов текущего года (по 31 июля) в банке данных содержатся сведения о 1137 безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних, из которых 153 ребенка-сироты.
  • Наибольшее число выявленных безнадзорных детей в Ростове-на-Дону (260), Шахтах (72), Орловском районе (26). С 1 января 2003 года выявлено 36 беспризорных, постоянно проживающих за пределами области, 19 — за пределами Российской Федерации.
  • Анализ причин беспризорности показывает, что 471 из них задержан за бродяжничество, 40 детей оказались на улице, спасаясь от жестокого обращения с ними, 38 человек задержаны за попрошайничество.
  • Из 1137 безнадзорных 378 (33,2 %) возвращены в семью, 414 (36,4 %) помещены в социальные приюты, 189 (16,6 %) — в лечебные учреждения, 79 (6,9 %) — в центры временной изоляции несовершеннолетних.

Служба сопереживания

Семикаракорский муниципальный центр социальной помощи семье и детям, открытый 6 мая 1997 года — один из 34 таких учреждений, действующих в области.

Небольшой домик с уютными, чистенькими комнатками, куда каждый день обращаются от 10 до 15 человек. Обращаются по разным поводам, и один из них — прием детей в группу дневного пребывания. Сюда принимают детей из семей, где сложилась нелегкая ситуация, которая печально может отразиться на детях. Есть такие моменты в жизни, когда ребенку и родителям нужна поддержка. А бывает и такое, что подрастающему человечку просто надо показать другую жизнь, потому что в свои, короткие лета он ничего, кроме пьянства родителей, не видел и не подозревает, что такое чистые простыни и обед вовремя.

С чем только не сталкиваются сотрудники Центра?! Это и педикулез, и чесотка, много просто больных детей, до которых родителям нет дела. На учете в Центре 270 неблагополучных семей. Всего же семей в районе — 8780. Вроде бы бить тревогу незачем, вроде бы процент неблагополучия невелик, но речь-то ведь идет о крайних случаях. К сожалению, сегодня в семьях стала уже обыденным явлением почти ежедневная выпивка за тем же обедом, и кто знает, о чем думают дети, видя столь частное прикладывание к бутылке близких взрослых, призванных стать для них примером…

Во всех десяти сельских администрациях района есть специалисты по делам семьи. информация о необходимой помощи идет и от них. Часто звонят соседи, сигнализируя о безнадзорных детях. Но вот определилась нужда в скорой, зачастую очень скорой помощи семье. Каковы же действия сотрудников Центра? Постановлением главы администрации Семикаракорского района создан социальный патронажный межведомственный совет, в который вошли представители самого Центра, здравоохранения, образования, Центра занятости, комиссии по делам несовершеннолетних. Волшебное слово — «межведомственный»! То самое взаимодействие разных служб, призванных помогать человеку, сломавшее пресловутые границы ответственности.

Но в работе самого Центра есть одна особенность, который ни одна из перечисленных служб не обладает. Здесь могут выслушать попавшего в беду человека и дать дельный совет. А ведь многим именно этого в их беспросветной борьбе за существование так не хватает. Скажем, далеко не все родители детей-инвалидов — а таких семей на учете в Центре 272 — знают о Новочеркасском техникуме- интернате для инвалидов, где их ребенок может получить профессию. Не подозревают, что местный Центр занятости также оказывает помощь в обучении после 16 лет. А многие ли в курсе существования социальных стипендий в вузах?! В Центре социальной помощи семье и детям можно бесплатно получить консультации психолога, юриста, социального педагога.

— Мало всего этого, чтобы жизнь-то выправить! — скажет ироничный читатель. А сотрудники Центра это знают и действуют по принципу «капля камень точит!». Раз пришли в семью, предупредили, что ребенку необхолимо внимание, второй раз, а потом уже вопрос ставится о переводе безнадзорного малолетнего в приют. Пока родители не одумаются. На некоторых такая мера оказывает сильное воздействие. Одна семья, таким образом лишившись ребенка, даже ремонт в доме сделала и очень просила вернуть им «кровинушку» до окончания трех месяцев — срока социальной реабилитации ребенка. А есть родители, которым отсуствие ребенка попросту развязывает руки. Поэтому, рассматривая необходимость помощи, к каждой семье подходят здесь индивидуально. Так, некоторым мамочкам, подружкам «зеленого змия», помогли закодироваться. Многим помогли и окреститься самим, и бесплатно окрестить детей в местной церкви. Согласно поданным заявлениям здесь могут оказать и материальную помощь. А один раз собрали непутевых родителей и предложили… оказать помощь тем, кто гораздо несчастнее их самих — лежачим больным. Кто-то похихикал в ответ на это предложение, но ведь трое-то согластлись! Значит, не совсем еще заблудшими душами оказались, и есть надежда на их воскрешение к нормальной жизни. Детям-инвалидам в Центре ищут спонсоров для проведения лечения и операций: для этого все средства хороши — и объявления в газете и на местном радио, и письма-обращения к предпринимателям. Последние почти никогда не отказывают, разве что просят подождать.

Дети, которых довелось увидеть в отделении дневного пребывания, практически ничем не отличаются от нормальных «домашних» детей. Живые, веселые, и даже теснота двух комнат, которые — и спортзал, и спальня, и зал для просмотра мультиков, и помещение для своего кукольного театра — их не смущает. Но тем не менее сумели выделить в Центре и уголок для комнаты психологической разгрузки, где можно послушать музыку, погрустить, отдохнуть от себя и других. Способности, которые у них здесь выявляют, стараются развивать: есть на сей счет договоры с детскими музыкальной и художественной школами. Но и обыкновенным навыкам обучают. Скажем, пришить пуговицу должны уметь и будущие защитники Родины, и будущие хозяйки дома. Педагоги Центра работают по разработанным авторским программам. К примеру, Елена Борисовна Санникова ведет курс «Один в экстремальной ситуации». Вот и побывали обучаемые ею ребята на днях в пожарной части. На вооружении педагогов и сказкотерапия: сказку не только читают вслух, обсуждают ее героев, но потом и рисуют их, и ставят ее, творя своими руками куклы, в собственном кукольном театре.

Надо ли говорить, как тянутся сюда ребята, побывавшие в Центре хотя бы раз?! Даже изрядно повзрослев, заходят узнать, как идут дела. А те жители Семикаракорска, что живут рядом, только рады такому соседству: бабушки заходят в Центр давление померять, а дедушка-сосед, которому далеко за 70, но который тем не менее в любую погоду обливается холодной водой — чем не пример здорового образа жизни?! Вот только дворик у Центра маловат — как говорится, не разбежишься. Но гордо реют над этим островком надежды города Семикаракорска два флага — государственный и Области Войска Донского как символ того, что не оставлены его граждане в беде, что в любую минуту могут прийти на помощь «ячейке общества» такие люди, как директор Центра социальной помощи семье и детям Елена Бровина, завотделом Светлана Браткова, педагог Елена Санникова. А из малых добрых дел этих женщин и и складывается будущее не только семьи, но и города, и области, и страны.


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Яндекс.Метрика