В Азове появился «гошпитальный сад»
В Азовском историко-археологическом и палеонтологическом музее-заповеднике появился новый объект под открытым небом — Гошпитальный сад, он же Аптекарский огород. Пока по нему можно совершить лишь одну (виртуальную) экскурсию, но в будущем, есть надежда, он станет одним из самых посещаемых объектов заповедника.
Происхождение
Испокон веков для лечения различных заболеваний люди использовали целебные свойства растений. С развитием медицины и накоплением знаний о лечебных качествах такие растения стали выращивать целенаправленно. В раннем Средневековье появились первые «аптекарские огороды» при монастырях. В цикле романов английской писательницы Эллис Питерс «Хроники брата Кадфаэля» главный герой — монах-бенедиктинец, в ХII веке занимающийся в своем аббатстве выращиванием лекарственных трав и изготовлением из них всевозможных снадобий.
В Россию такие монастырские сады пришли из Европы. А в середине XVII века при царе Алексее Михайловиче был создан Аптекарский приказ, который руководил сбором и разведением лекарственных растений. Правда, обеспечивал приказ выращенными растениями только царскую семью и бояр.
В 1706 году по Высочайшему указу Петра I в. Москве заложен первый большой «аптекарский огород», затем в 1714 году в Санкт-Петербурге появился второй — при переезде туда столицы российского государства. Петр охватил всю великую державу выращиванием лекарств. Но существовал ли аптекарский огород в Азовской крепости?.. Документально это пока не подтверждено, но возможно, нечто подобное в столь значимом оплоте государства должно было существовать: ведь гарнизон и флот, мастеровые люди, строившие крепостные сооружения, нуждались в лечении.
В 2016 году в палисаде Алексеевского горнверка Азовской крепости был заложен сад лекарственных трав. Несколько лет ушло на формирование коллекции лекарственных, пряно-ароматных трав, на благоустройство территории, и сегодня музей уже может представить экспозицию лекарственных трав в аптекарском огороде Азовской крепости. Здесь предстоит знакомство с более чем 270 виамив растений. Ситуация с пандемией не дала возможность открыть данный объект для посещения. Автор проекта, заведующая отделом природы и палеонтологии Азовского музея-заповедника Галина Тимонина согласилась рассказать о некоторых растениях аптекарского огорода Азовской крепости.
Папоротник
Прошедший праздник Ивана Купала, включающий в себя самую таинственную ночь в году, связан с растением, которое представлено в азовском Гошпитальном саде — папоротнике. Он зацветает раз в сто лет, и существовало поверье, что нашедший цветок папоротника человек станет обладать сверхъестественной силой. Но, по словам Галины Ивановны, ботаникам известно, что папоротник размножается спорами, и цветков у него не появляется ни раз в сто, ни раз в тысячу лет.
Папоротник, растущий в Аптекарском огороде Азова, называется «Перо страуса», так как его резные листья очень напоминают страусиные перья. Однако это не только красивое декоративное растение: его корни использовали в народной медицине.
Та самая червона рута
Рута душистая, произрастающая в огороде, также связана с праздником Ивана Купалы. Согласно легенде в ночь на Ивана Купалы рута зацветает не желтыми, а красными цветами. Но такое цветение длится несколько секунд, и девушка, которая сумеет сорвать эти красные цветы, пока они не успеют приобрести желтую окраску, может приворожить выбранного парня на всю жизнь.
С рутой душистой связана и легенда о понтийском царе Митридате. Он боялся, что его отравят, и всю свою жизнь пил противоядие. И когда в безвыходном положении ему надо было отравиться, он не смог это сделать. Помешало ему это сделать то самое противоядие, созданное на основе руты душистой.
Это растение действительно очень душистое: оно используется в парфюмерии, а также в качестве специи. Его лекарственный спектр очень широк — это и ранозаживляющее, и общеукрепляющее, и противовоспалительное.
Оберег для воинов
Плакун-трава также считается «купальским растением». Свое название она получила из-за способности удалять излишек влаги посредством своих листьев. А согласно преданью это магическое растение способно помочь избавиться от злых духов: в старину говорили, что рута заставляет злых духов плакать. Плакун-трава — оберег для воинов: его название в переводе с латыни — останавливающая кровь. Потому, отправляясь в поход, воины всегда брали с собой это засушенное растение.
Полынь против русалок
Из веток чернобыльника, собранных в купальскую ночь, плели венки, делали пояса, защищая тело от злых духов, стараясь сохранить свое здоровье на весь год. Свое название чернобыльник, он же полынь, получил из-за того, что его стебли имеют обыкновение к осени становиться почти черными. По преданию, это растение помогает бороться с русалками. Полынь применяется не только в народной, но и в традиционной, официальной медицине.
В древности с помощью полынного напитка участники Олимпийских игр снимали мышечное и нервное напряжение. Современные народные целители успешно используют отвары из корня полыни в качестве мочегонного, желчегонного, противосудорожного и глистогонного средства.
И от злых духов — тоже
В борьбе с нечистью использовалась также крапива. В домах и в хлевах в ночь на Ивана Купала часто вешали пучки крапивы двудомной для защиты не только дома, но и скота от злых духов. Название двудомная крапива получила из-за того, что женские и мужские цветки у нее растут на разных растениях. Есть мнение, что именно крапива является знаменитой одолень-травой. Предание также гласит, что это растение заменяет семь врачей.
Обжигающее действие крапивы обеспечивают мелкие волоски, представляющие собой полые иголочки. При прикосновении они впиваются в тело человека, а растение, защищаясь, впрыскивает через них щавелевую кислоту. Появляется жжение, что использовали при лечении ревматизма, при различных заболеваниях кожи.
Молодые листья крапивы используются для приготовления супов и щей. «Жгучей крапива родится да в щах пригодится», — говаривали в старину. Крапива — растение, из которого в старые времена делали ткани, что нашло отражение в знаменитой сказке Андерсена «Дикие лебеди». При таком большом количестве замечательных свойств крапива в природе она растет как сорняк.
У каждого народа — своя разрыв-трава
Разрыв-трава также цветет в ночь на Ивана Купала. Найти ее согласно легенде можно, если выйти косить траву в эту ночь. И когда коса ломается пополам — значит, она наткнулась на разрыв-траву. Но найти это растение в массе других трав практически невозможно. И тогда брали все сено, которое скосили в эту ночь, несли к реке и бросали его в воду. Вся трава тонула, а разрыв-трава оставалась на поверхности и плыла против течения. По легенде разрыв-трава ночью могла светиться и делала человека невидимкой.
Но на самом деле разрыв-трава у разных народов — это разные травы. У русских, украинцев, белорусов это мог быть бальзамин, культурная форма которого растет в Аптекарском огороде Азовского музея-заповедника. У всех видов бальзаминов есть особенность: семена созревают в коробочках, которые в итоге разрываются и «выстреливают» ими. Дикие виды бальзамина обладают лекарственными свойствами, но пользуются этим растением травники с осторожностью, так как при его применении важно использовать точно отмерянную дозу.
Удача в пути
Девясил по легенде произошел из слез дочери Зевса — Елены, согласно мифам его использовал в своей практике знаменитый Гиппократ. А в русском языке в названии растения закрепилось упоминание о тех девяти болезнях, от которых лечили девясилом. Сегодня в официальной медицине девясил применяется в качестве отхаркивающего средства при бронхитах и астмах. Его тоже собирали в ночь на Ивана Купала. Ладанка с этим растением, которую носили на груди, должна была принести удачу путнику в пути. Изготовленное из девясила приворотное зелье действовало, однако, только на мужчин.
След на земле
Самое знаменитое лекарственно растение, с которым знаком каждый с юных лет — подорожник. Помятый листик, приложенный к ранке, ускорял ее заживление, с этой особенностью подорожника люди были знакомы с давних времен. Получило название растение из-за своего произрастания у дорог: семена растения очень клейкие. Они прилипают к одежде человека или к шкуре животного и потом высеваются там, где проходит люди. Североамериканские индейцы по произрастанию подорожника знали пути следования белых людей. В переводе с латинского языка название подорожника означало «след на земле»: прижатые к земле листья подорожника действительно очертаниями напоминают подошву.