Новошахтинские «Моцарт и Сальери» — лучшая самостоятельная актерская работа

участники-Браво

Участники конкурса «Браво»

На сцене Новошахтинского драматического театра Ростовское региональное отделение Союза театральных деятелей Российской Федерации провело Пятый областной конкурс самостоятельных работ профессиональных артистов «Браво!». Лучшей работой признана постановка молодых новошахтинцев по трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери».

Кто и зачем соревнуется

Как рассказали в правлении Ростовского регионального отделения СТД РФ, целями и задачами этого популярного среди артистов конкурса являются расширение возможностей творческого становления талантливых артистов, поддержка их потенциала, пропаганда лучших достижений современного театрального искусства в исполнительском искусстве, укрепление единого культурного пространства на Дону и создание условий для регулярного творческого обмена, популяризация театрального искусства как конструктивной формы проведения досуга.

Ростовское региональное отделение СТД РФ традиционно становится учредителем этого конкурса, ставшего ежегодным. В числе соучредителей — министерство культуры Ростовской области, управление культуры администрации Новошахтинска, руководители донских театров. Самостоятельные работы на конкурсе — отрывки из пьес и спектаклей, моноспектакли, сценические этюды, пластические зарисовки и так далее — показывают, как правило, и известные представители донской сцены, и творческая молодежь.

Судьи и участники

В состав жюри конкурса «Браво!», как правило, входят уважаемые деятели донской культуры, известные всем театрам области, а также представители самих донских театров.

На этот раз судили представленные работы Людмила Лисицына, заслуженный работник культуры РФ, зампредседателя правления Ростовского отделения СТД РФ, Любовь Суркова, заслуженный работник культуры РФ, редактор телерадиокомпании «Дон-ТР», главный режиссер Новошахтинского драматического театра Михаил Сопов, ведущий актер Ростовского академического театра Сергей Голотвин и заслуженный артист России Александр Качалов, актер Шахтинского драматического театра.

Зрителей в зале было мало — согласно нынешним требованиям (в основном, участники конкурса), но участие в этом творческом состязании оказалось по форме необычным. Так, в последний момент подъехал образцово-показательный духовой квинтет из Ростовского государственного музыкального театра и исполнил два выбранных произведения, заслужив при этом продолжительные аплодисменты немногочисленных зрителей. Артисты заслужили и диплом конкурса в номинации «Творческий поиск».

Еще более неожиданным оказалось участие в конкурсе артиста Таганрогского драматического театра имени А. П. Чехова Сергея Баринова. По разным причинам в Новошахтинск он приехать не смог, но прислал видеозапись своего исполнения рассказа Чехова «Циник». Артист не только заслужил почетный диплом «За верность театральному искусству», но и многочисленные комплименты от членов жюри. Так, заслуженный работник культуры РФ Людмила Лисицына назвала его «настоящим русским актером». И было — за что! Перед зрителями в исполнении артиста возник смотритель зоопарка, с проводящий экскурсию среди клеток со зверями. Но не только- актер мастерски изобразил и публику, сначала с желанием внимающую рассказу этого циника, а потом начинающую возмущаться этим самым цинизмом.

Моцарт-и-Сальери---лучшая-р

«Моцарт и Сальери»-лучшая самостоятельная актерская работа

Выигрывает классика

«Территорией свободы» назвал конкурс самостоятельных работ артистов главный режиссер Новошахтинского театра Михаил Сопов. Он выразил надежду, что в следующем году в Новошахтинск, ставший традиционным местом проведения конкурса, приедут представители всех девяти донских театров.

А заслуженный работник культуры РФ Любовь Суркова, которой довелось увидеть работы, представленные на всех пяти конкурсах «Браво!», сказала, что главное ее впечатление от конкурса заключается в следующем: выигрывает классика.

Когда артист выбирает материал для самостоятельной работы, перед ним — вся мировая драматургия, то есть, произведения, отобранные временем. Это — классика, таящая в себе столько смыслов, что хватит еще не на одно поколение желающих с ней поработать. Так получилось и на конкурсе: отличная драматургия прямо-таки «тянула» за собой артистов, из которых далеко не все имели достаточный сценический опыт, а также давала возможность разыграться их фантазиям.

Отличный пример тому — постановка «маленькой» трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» Антоном Ткаченко и Анастасией Савиных, которые и сыграли соответственно Сальери и Моцарта. Можно было только удивиться, с какой отвагой эти совсем молодые люди взялись за то, что тысячу раз было воплощено на сцене и в кинематографе другими, прямо скажем, великими исполнителями.

Однако это обстоятельство ребят совсем не испугало. Как сказал заслуженный артист России Александр Качалов, все, что они сделали, было неожиданно и ново. Он даже позавидовал дерзости молодых коллег, выступивших замечательным актерским ансамблем.

Так что же это было? На сцене — действительно два молодых человека (к ним прибавился на пару минут «слепой скрыпач» в исполнении Александра Скулкова), одетых в черные костюмы. Два ярких пятна, постоянно будоражащих зрение — ярко-красные губы у Моцарта (Анастасия Савиных) и мелькающие красные носки Сальери (Антон Ткаченко) — выступают предвестниками грядущей трагедии. Фигура Сальери в ходе его знаменитого монолога «Нет правды на земле, но правды нет и выше…» скована и постоянно как бы ломается завистью, которая разъедает его изнутри. А Моцарт, наоборот, расслаблен и раскован. Девушка даже усаживается на колени к Сальери, что воспринимается как ребячливость. В снятом виде, конечно — как у Пушкина, потому что та же ребячливость композитора в пьесе «Амадей» Питера Шеффера представлена совсем по-другому.

Словом, это была отличная работа, свежий взгляд на классику и прекрасная школа для молодых актеров.

Забыть-Герострата

Сцена из спектакля «Забыть Герострата!»

То же можно сказать и про артистов Донского театра драмы и комедии имени В. Ф. Комиссаржевской Александра Баркова. Анастасии Шевченко, Александра Руденко, разыгравших отрывок из комедии Григория Горина «Забыть Герострата!» и получивших диплом конкурса «Лучший актерский ансамбль».

Лучшая мужская и женская

Торощины1

Ангелина и Дмитрий Торощины — лучшая женская и мужская роли

Это может показаться удивительным, но дипломы конкурса самостоятельных работ артистов за лучшую женскую и мужскую роли получили исполнители, занятые в одной работе. Артисты Ангелина и Дмитрий Торощины из Шахтинского драматического театра представили инсценированный отрывок из романа Бернарда Вебера «Наши друзья Человеки». Жанр отрывка — триллер. Место действия — некоторое замкнутое пространство, где оказываются Мужчина и Женщина. И поначалу кажется, что сейчас начнутся гендерные разборки. Однако Мужчина оказывается сотрудником компании, разрабатывающей новые косметические прибамбасы, а Женщина — укротительницей из цирка, и спор между ними идет о том, кто более гуманнее относится к животным. Два совсем разных характера — мужского, правда, в виде «офисного планктона», и женского, соответствующего нынешним временам, жесткого и решительного, дает эффект неожиданного отторжения и того, и другого.

Мальчиши-кибальчиши1

Мальчиши-Кибальчиши Новошахтинского драматического

Стоит упомянуть и другие дипломы, врученные на конкурсе. Это награда «За творческую фантазию» Валерию Золотухину, актеру Новошахтинского драматического театра. Он сам с собой поставил весьма прелестный рассказ собственного сочинения «О чем болтают тараканы», жанр которого обозначил как «иллюзия жизни». Был вручен и диплом под названием «Комплимент жюри» впервые представленному на конкурс детскому спектаклю «Мальчиш-Кибальчиш». Инсценировку известной сказки Гайдара написали Александр Скулков и Оксана Второва, актеры-новошахтинцы, а поставил этот мини-спектакль Александр Скулков. На сцену были выведены дети, которые и сыграли своих ровесников. Сыграли не очень умело, но очень искренне. Казалось бы, трудно изобразить на сцене войну Мальчишей с Буржуинами, но берут в руки ребята алые ленты и начинают ими размахивать (ну, как гимнастки!), и создается полное ощущение идущего сражения.

А когда добиваются от Кибальчиша выдачи военной тайны, на глазах у маленького исполнителя этой роли Кирилла Кожушко аж слезы появляются. Так что комплимент от жюри вовсе не напрасен.

Сергей-евдокимов-и-его-Дере

Сергей Евдокимов и его «Деревенская сказка»

И еще одно упоминание об участнике конкурса. Артист Ростовского государственного кукольного театра имени В. С. Былкова Сергей Евдокимов привез на конкурс «Деревенскую сказку». Кстати, представитель этого театра впервые принимает участие в конкурсе. А самого Евдокимова член жюри Любовь Суркова назвала «человеком-оркестром», поскольку исполнял артист одновременно роли Петуха, Кота и Лисы. К слову, эта работа войдет в репертуар театра, сообщил артист.

А работы лауреатов конкурса «Браво!» можно будет увидеть в феврале 2021 года на Малой сцене Ростовского академического театра драмы имени М.Горького.

Читайте также...

Яндекс.Метрика