Альтернативное наказание

Управление федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области предлагает сократить срок альтернативной гражданской службы. Нынче согласно действующему с первого января 2004 года закону он составляет от трех до трех с половиной лет. Да мало ли еще что необходимо менять в этом многострадальном нормативном акте, чтобы им в полной мере смогли воспользоваться те, кто не захотел взять в руки оружие!…

Каждый день в 8.00 Юрий Передереев является в учреждение, аббревиатура которого гордо обозначена на его бейджике — ГУЗ «ГВВ» МЗ РО. В народе эти «страшные» буквы расшифровывают просто — госпиталь ветеранов войны, правда, теперь уже не просто одной войны, а войн многочисленных. Юрий Алексеевич Передереев несет гражданскую альтернативную службу с лета 2005 года. Три с половиной года он не имеет право уволиться с нынешнего места работы. В госпитале им довольны — электрик Передереев не пьет, не курит, с работой справляется отлично. Побольше бы таких!…

О том, как пришел он на «гражданку», Юрий Алексеевич рассказывает неохотно. Выставлять свой внутренний мир напоказ он не привык. Он — второй ребенок в многодетной семье, основной аргумент против службы в армии — религиозные убеждения. В суд он принес документ из своей церковной общины евангельских христиан-баптистов. А Советский суд Ростова-на-Дону, как в том кинофильме, оказался действительно «самым гуманным судом в мире». Там объяснили Юрию Алексеевичу, что согласно Конституции и уже вступившего в силу закона он может требовать для себя гражданской службу и не по убеждениям.

Но в нашем государстве просто так военные никогда не соглашаются на мир с тем населением, которое они призваны охранять. Если уж согласились на «гражданку», то при условии отправки этих добровольцев, куда Макар телят не гонял. Вот и Юрию Алексеевичу предложили сначала отправиться …в Тюменскую область. Но тут одна загвоздочка случилась: медкомиссия районного военкомата признала его негодным к службе. А если уж не годен к военной службе, то требовать от кандидата в новобранцы не имеют право и службы альтернативной. Но от нашей армии так просто не отделаешься. На медкомиссии в Батайске его признали… годным к несению военной службы! Наверно, «негодными» признают там лишь тех, кого родители проносят на носилках или… Есть и другой, известный всем, но неназываемый вслух вариант.

Юрий Алексеевич, с детства знавший, что оружия в руки не возьмет, опять отправился в суд. Третий «подход» к медкомиссии, которую ему опять пришлось, дал результат не в его пользу.

Но он верил, что Бог его не оставит. Помог то ли Бог, то ли его величество случай. В военкомате ему, электромонтажнику радиоаппаратуры и приборов, предложили отправиться в Ростовский госпиталь ветеранов войн и вооруженных конфликтов. Там он и служит.

Такова эпопея первого жителя Ростова-на-Дону, который проходит гражданскую альтернативную службу в своем же городе. Это вовсе не значит, что в Ростове и области нет мест, где нужна помощь «альтернативщиков». По словам начальника управления федеральной государственной службы занятости населения по Ростовской области Лидии Ткаченко, более 50 заявок учреждений социальной сферы и военных предприятий на «альтенативщиков» лежат у них в управлении, но…без предоставления жилья. Это самый больной вопрос, так как и своих-то сотрудников «социалка» жильем обеспечить не может. Но и это еще не все. Раз в год предприятие, особенно расположенное в местах отдаленных, обязано предоставить своему работнику (неважно, кем он является) трудовой отпуск с оплатой проезда к месту отдыха и обратно. Не надо объяснять, что это за расходы, если ехать домой ростовчанину-«альтернативщику» придется из Тюменской области или с Камчатки, где тоже трудятся наши земляки, не пожелавшие взять в руки оружие.

Вопрос, который возник сразу же после выхода закона — почему? Почему предприятия должны оплачивать капризы военного лобби в Думе, так жестоко мстящего тем, кто не пожелал иметь с их ведомством дело? Почему молодые люди, огораживая себя от царствующей во многих частях «дедовщины», должны отбывать службу в течение гораздо большего времени, чем солдаты-«срочники»? Что это — плата за безопасность? Про оплату их труда и говорить не стоит — она в разы меньше прожиточного минимума не только по стране, но и по Ростовской области. Стоит ли удивляться тому, что и от альтернативной службы есть отказы?

Протесты против многих положений закона идут со всех сторон, и хочется верить, что в этом году в закон «Об альтернативной гражданской службе в РФ» будут внесены изменения. Может быть, тогда в Ростовском госпитале ветеранов войн и вооруженных конфликтов появятся, наконец-то, сантехники, которых здесь так не хватает. В отделениях милосердия домов-интернатов для престарелых не будет недостатка в так необходимых здесь санитарах. Кстати, предложить бы любому, изуродовавшему первоначальный проект закона, генералу поработать здесь хотя бы сутки .. По шесть-семь раз в день меняя белье у лежачих больных, еще неизвестно, что бы он выбрал при зарплате в 1200 рублей за этот тяжелый труд!…

Необходимо изменить ситуацию, при которой матери всей России, имеющие сыновей, с ужасом ждут времени призыва. Для этого нужно менять и саму армию (не только увеличивая суммы в федеральном бюджете на содержание офицеров и рядовых, но саму ее структуру), и условия прохождения гражданской альтернативной службы. Это сделать трудно, но уже не сделать невозможно. От таких перемен выиграют все — и военные, и гражданские.

Справка

Осенью 2004 года в призывных комиссиях военкоматов Ростовской области были рассмотрены 45 заявлений желающих проходить альтернативную гражданскую службу. По всем 45 приняты положительные решения. Немалую роль при этом сыграло то, что с правом решающего голоса в комиссии введены работники федеральной службы занятости населения по Ростовской области. 13 человек отказались прибыть к месту назначения. 14 — уехали к месту службы и приступили к работе. Остальные получили отсрочку.

Весной 2005 года от жителей Ростовской области было подано 13 заявлений о желании проходить гражданскую альтернативную службу. По всем 13-ти приняты положительные решения. Три человека отказались от службы, семеро приступили к работе. Трое получили отсрочку.
Осенью 2005 года в призывные комиссии подано четыре заявления. Два человека получили отсрочку. Двое приступили к работе.

Резкое уменьшение количества заявлений о желании проходить альтернативную гражданскую службу работники службы занятости связывают с недемократичностью самого закона.

«Новая газета на Дону», № 06(27/1128), с.14


Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется  С 24.05.2008 и функционирует как архив.

Яндекс.Метрика