Когда человек на земле хозяин
Сегодня, 26 октября, Ивану Петровичу Бурлакову, генеральному директору ЗАО «Октябрь» Кашарского района, исполняется 80 лет. Юбилей достойный, но не было бы в нем ничего удивительного, если бы не руководил этим хозяйством Иван Петрович 55 лет.
Начало
— Я родом из Донбасса, — с гордостью говорит Иван Петрович, начиная беседу. Но выясняется, что семья у него шахтерская наполовину. Отец и братья шахтеры, а мать — крестьянка, всю жизнь проработала в колхозе. Шахтеры-то они шахтеры, но один брат — инженер, другой — шахтер-механик, словом, и Ивана потянуло к технике, да материнские гены сказались. Так оказался он в Азово-Черноморском институте механизации и электрофикации сельского хозяйства в Зернограде.
По распределению Иван попал в колхоз «Путь коммунизма» Кашарского района, где стал инженером хозяйства.
В 1964 году ему довелось поучиться в школе переподготовки для руководящих кадров в Новочеркасске (ее тогда называли «школой женихов», посмеивается Бурлаков и уверяет, что эта школа существует и поныне). С 1965-го по октябрь 1966 года он — главный инженер совхоза имени Подтелкова (это в его-то годы!), а в 1966 году кандидатуру Ивана Бурлакова предложили на пост председателя колхоза «Октябрь» (тогда всеми кадрами ведал райком партии). Так стал молодой главный инженер самым молодым руководителем хозяйства в области.
Молодость успехам — не помеха
Бывший председатель колхоза ушел на преподавательскую работу и сдал на руки Ивану Бурлакову колхоз не самый успешный в районе, но и не отстающий, словом, самое обычное сельскохозяйственное предприятие того времени.
Год вручения первой своей награды Бурлаков помнит точно — год столетия со дня рождения Ленина, стало быть, 1970-й. То есть, не прошло и пяти лет, как возглавил Иван Петрович колхоз, а успехи колхоза стали весьма заметными: в лучшие годы его труженики получали 1800 тонн молока и до 450 тонн мяса в год, не говоря уже о сборах зерна, опять же не самых последних в области и первых в районе. Но, с гордостью говорит Бурлаков, продукция животноводства тогда давала до 70% прибыли колхоза.
Потому и дальнейшие награды не заставили себя долго ждать: в 1973 году успешный труд главы колхоза «Октябрь» был отмечен орденом «Знак почета», в 1976 году — орденом Трудового Красного знамени, в 1982 году — орденом Дружбы народов.
А далее пошли трудные 1990-е, о которых нужно рассказывать особо.
С ситуацией справились
В годы перестройки и очень трудных времен, очень трудных, подчеркивает Бурлаков, у колхоза все-таки была «подушка безопасности», и мы, говорит он, в сравнении со всеми чувствовали себя не так плохо и искали пути сохранения хозяйства и его работников. «Октябрь» просто продолжал работать в том же темпе, как и прежде. При этом шел поиск новых путей реализации произведенной продукции. А они оказывались разными: порой платили заводы и, что называется, натурой. Был период, когда этой самой натурой выдавали заработную плату.
Колхоз в эти трудные времена купил импортную мельницу, запустил ее и молол из своего зерна муку, снабжая ею своих работников. В те годы — вплоть до 2010 года — никто хлеб не покупал, в каждом доме выпекали собственные буханки. Но и колхоз стал выпекать хлеб — для начала для своей столовой (хлеб высшего качества, подчеркивает Иван Петрович). Пенсионерам он продавался по пять рублей за булку.
А потом появился цех, производящий подсолнечное масло — опять же из собственного подсолнечника. Далее подошла очередь цеха, которые выпускал макаронные изделия.
Свои животноводческие фермы колхоз сохранял сколько мог, а потом был вынужден сокращать и это производство, так как молокоперерабатывающие заводы в округе прекратили свое существование.
С мясом — та же история: мясо пришлось продавать перекупщикам. Но пара ферм продолжает работать, производя мясо и молоко для своих нужд и немного — на продажу.
Зато разливает сегодня небольшой цех хозяйства лечебно-минеральную воду — «шолоховскую», улыбаясь, именует ее Иван Петрович, поскольку название у нее «Для Григория». Дело в том, что на территории соседнего хозяйства имени Профинтерна (его земли — в аренде у «Октября») бьет источник, лечебные свойства которого известны давно. В 1995 году его расчистили, привели в порядок, купили оборудование. Эта вода вошла в число 100 лучших товаров Ростовской области. Сегодня ее можно встретить в магазинах близлежащих районов области.
В ногу со временем
На рабочем столе у Ивана Петровича — ноутбук, рядом — огромный монитор с 32-мя небольшими экранчиками, на которых глава хозяйства видит, что происходит на току, в бригадах, в других подразделениях. Вот мастерская, где идет ремонт тракторов, вот первая бригада, где много современной техники, а трактор Т-150, проработавший в колхозе 30 лет, уже не труженик, но продолжает находиться на мехдворе в качестве памятника.
Но вот на экране появляются большие баки растворного узла. «Он в этом году спас наш урожай», — рассказывает Бурлаков. Весна была сложной, без влаги, взошедшие озимые оказались в таком состоянии, в каком раньше их списывали как уже негодные. Колхоз сделал этот самый растворный узел, закупив 400 тонн жидких удобрений. И если раньше их вносили на поверхность почвы, то в этом году их в почву заделывали- по 150 литров на гектар. «Так мы озимые „вытянули“, — сообщает Иван Петрович, — а они в благодарность дали нам урожайность побольше, чем в прошлом году — 31,5 ц с гектара». А это для северного района области, коим является Кашарский район, очень даже неплохо.
А на будущий год, если погода опять не подведет селян, можно будет ожидать хороший урожай, поскольку в сентябре семена посеяны в почву с хорошим запасом влаги. И поля ЗАО «Октябрь» уже приятно зеленеют, обещая неплохие перспективы.
Кадры по-прежнему решают все
Сегодня в ЗАО «Октябрь» — около сотни рабочих рук. С одной стороны, современная техника работает, что называется, за пятерых: если раньше обычная сеялка захватывала 3,5 метра, то нынешний агрегат — 11 метров. И с ней управляются два человека вместе прежних пяти.
То есть, сейчас все работники — при деле, но народ-то стареет, вздыхает Иван Петрович, всю жизнь проработавшей на земле. Если раньше в армию из хозяйства отправлялись по 10–15 человек, то сейчас 2–3, и дай бог, чтобы все вернулись, а не остались на контрактную службу.
И зарплата (немалая!) сегодня не так уж и привлекает молодежь к работе на земле.
Правда, специалисты в ЗАО «Октябрь» — все на своих местах и еще поработают, уверен Бурлаков. Да и техника шагнет вперед: за полями станут наблюдать квадрокоптеры, а сеять будут без нашего участия, посмеивается Иван Петрович. Но государству все-таки стоит задуматься насчет поддержки села — именно в смысле кадров: машинами-то управляют люди. Так что должны быть те, кому дело можно передать. Сам-то Иван Петрович сумел воспитать своих с любовью к земле: сын — главный инженер хозяйства, внук, хотя и живет в Ростове, держит свою ферму в районе.