В Ростове на набережной меотов
На улице Седова донской столицы отряд Института истории и международных отношений ЮФУ и археологического общества «Наследие» исследует площадь бывшей автопарковки, которая располагалась на месте одного из меотских городищ — Ростовского.
Спасательная экспедиция
Согласно законодательству место будущего строительства должно быть исследовано на предмет наличия археологических памятников. Возглавляет эту спасательную экспедицию кандидат исторических наук Александр Коваленко, доцент кафедры археологии и истории древнего мира Института истории и международных отношений ЮФУ.
Когда пришли на эту территорию археологи, здесь все было покрыто щебнем и располагалась автопарковка: под щебнем в ходе его уборки встречались остатки домов и ХХ века, и века ХIХ. Попалась исследователям и одна полуземлянка, которую можно отнести к концу ХVIII — начала ХIХ века. Она, относящаяся к ранней истории Ростова, находилась под слоем брусчатки — дороги-заезда с улицы Седова. То есть, находится этот участок совсем недалеко от Дона.
Границы городища
— Данная территория по документам действительно входила в состав известного объекта археологического наследия — грунтового некрополя Ростовского городища, — рассказывает Александр Николаевич. — Но потом исследования показали, что сам некрополь находится севернее, а здесь располагалось само городище. Никто не предполагал, что оно такое большое и простирается аж до нынешнего проспекта Чехова.
Исследование Ростовского городища уже проводились при строительстве корпуса бизнес-центра «Пять морей» в 2006 году. В 2011 году также небольшие исследования при реконструкции Ворошиловского моста провела археологическая организация «ОКН-Проект».
Были проведены на этой территории и небольшие шурфовочные работы — и это все. Расположение самого Ростовского городища было нанесено еще на дореволюционные карты в начале ХХ века. Оно обозначено и на картах известного краеведа Михаила Краснянского. Ростовское входило в число известных меотских городищ, которые находятся на правом берегу Дона на территории Ростова-на-Дону.
Однако его территория находилась полностью под застройкой позднего времени, поэтому полномасштабных исследований, которые позволили бы получить исчерпывающую информацию об этом памятнике, не велось.
О его некрополе известно побольше, так как большие его археологические исследования велись при реконструкции улицы Станиславского: там было обнаружено большое количество захоронений. Но это «город мертвых», а о самом городище было известно очень мало.
И когда начались исследования на улице Седова, рассказывает Александр Коваленко, мы обнаружили здесь большую часть памятника поселенческого типа и, по сути, нам посчастливилось обозначить его границы: на участке, который исследуется, был найден оборонительный ров, обозначавший северо-восточную границу этого памятника. Сейчас уже точно можно сказать, что городище занимало площадь от Ворошиловского проспекта до проспекта Чехова. По тем временам это очень большое поселение, в котором могло проживать свыше двух тысяч человек.
С кем торговали
К сожалению, остатков жилищ обнаружено археологами не было, но найдено большое количество хозяйственных ям. Этих ям, связанных с жизнедеятельностью людей, уже обнаружено свыше 90.
Ямы дают много информации — прежде всего, о торговых связях местного населения с разными античными центрами Причерноморья благодаря обломкам керамики: это южный берег Черного моря, это территория Боспора, это Колхида, территория современной Грузии, Северный Кавказ хорошо представлен сероглиняной керамикой. Присутствует и остатки керамических изделий местных мастеров.
Что производили
В некоторых ямах встречается некоторое количество металлического шлака, что говорит о наличии в городище металлургии. То есть, возможно, что раскопанный участок являлся периферийной частью городища, где шло производство кожи, обуви, металла, тканей, так как обнаружены несколько грузил от ткацкого вертикального станка — находка довольно редкая.
Среди уникальных находок — колодки для изготовления обуви на рубеже эр: нечто подобное в округе попросту не находилось. Одна из них явно мужская, другая — скорее женская.
Про керамику и говорить не приходится: Александр Николаевич демонстрирует склеенную миску третьего века нашей эры, что подтверждает времена существования Ростовского городища как первые века нашей эры. Обнаружены и пять фрагментов амфор с клеймами, в каких производственных центрах их поставили на произведенную посуду, будет установлено попозже, но, скорее всего, это центры южного Понта (Черного моря).
Но самое интересное в том, что на этом же участке археологи нашли и колодки, по которым шили и современную обувь (1970-80-е годы ХХ века). И местные жители вспоминали, что действительно на этом месте существовала в те годы сапожная мастерская.
И еще одна уникальная находка — керамическая курительная трубка конца ХVIII-начала ХIХ века, то есть, периода раннего Ростова.
Что ели и где жили
Разумеется, попадаются исследователям и кости — прежде всего, мелкого рогатого скота, крупного рогатого скота и большого количества собак. В нескольких ямах найдены целые скелеты собак — средних размеров. Хоронили ли их так или это нечто другое, пока установить не удалось. Найдены и кости рыб, причем совсем немаленьких: позвонки одной из них размером с пятирублевую монету.
Все меотские городища, говорит Александр Коваленко, которые нам известны, появились в первом веке нашей эры и просуществовали до третьего века нашей же эры. Материал, которые поднимают из раскопов здесь археологи, относится к первой половине третьего века нашей эры.
Остатков жилищных построек меотского времени пока не зафиксировано. Жилища, скорее всего, были наземные, а уже в ХIХ веке территория склона правого берега Дона террасировалась, и культурный слой почти не сохранился. Так что информация о жизни этого поселения идет из сохранившихся хозяйственных ям.
Обнаружена и глиняная штукатурка, которой обмазывался тростник, чьи следы навечно впечатались в этот материал. То есть, самих строений нет, но их остатки могут кое-что о них рассказать.
Вскрытие такой большой площади позволяет получить целостную картину жизни людей на территории нынешнего Ростова в первых веках нашей эры. И все благодаря тому, что здесь планируется строительство, и начались исследовательские работы, а то никто бы о том, что здесь находится, и не знал. Коллекциям учебного музея археологии Института международных отношений и истории ЮФУ предстоит пополниться изрядно.