Образы изменчивого мира
9 сентября 2022 года в Ростовском областном музее изобразительных искусств открывается выставка «Японская гравюра. Образы изменчивого мира».
На выставке «Японская гравюра (укиё-э). Образы изменчивого мира» представлены произведения из собрания известного российского коллекционера Александра Ивановича Новиченко, выполненные в уникальной технике Укиё-э. Эта техника уходит истоками в раннее средневековье, будучи воспринятой вместе с искусством Китая и Кореи. Ксилография страны восходящего солнца стала мировым культурным феноменом. Страна, которая многие века неохотно открывала свои двери иностранцам, лелея свои традиции, только в 1862 году на всемирной выставке в Лондоне поделилась с миром этим интереснейшим видом изобразительного искусства. Реальность, созданная мастерами укиё-э в своих произведениях, значительно повлияла на искусство Нового времени в Европе.
Оригинальная экспозиция включает более 100 гравюр известных мастеров и охватывает период расцвета укиё-э с 1766 по 1940. Стоит отметить сам термин укиё-э, произошедший от буддийского укиё, первоначально трактовавшийся, как тяжкий быт, со временем трансформировался в призыв к получению удовольствия от жизни, наслаждения ею. Зрители познакомятся с традиционными жанрами укиё: доминирующий якуся-э (искусство театральной гравюры); популярный фукейга (пейзаж); лирический бидзинга (изображение красавиц «из весёлых кварталов); геройский муся-э (изображение воинов, исторические сюжеты); жизненный фудзокуга (бытовые мотивы, различные праздники); посвященный природе катёга (животные, растения).
Хронологически открывает экспозицию одна из жемчужин выставки — работа «Женщина читает письмо во время езды на журавле. Пародия на Фея Чжанфана», мастера Харунобу Судзуки. Произведение относится к излюбленному виду ксилографии художника — митатэ-э (картинки подмены), пародии, когда современники вставлялись в рамки каких-либо классических произведений.
Также на выставке представлены произведения крупнейшей школы укиё-э мастера Кунисада I Утагава (1786–1864). Художник начал свой творческий путь в качестве иллюстратора. В экспозиции присутствуют две редких страницы из книги «Лже-Мурасаки деревенский Гендзи». Настоящее признание таланта пришло к Кунисада после того, как он начал изображать актёров театра Кабуки. Зрители увидят: «Актёра Итикава Эбизо», «Актёров Итикава Эбизо в роли Савай Мотогоро и Оноэ Байко в роли Вада Шизума» и многие другие. Отдельного упоминания стоят женские портреты мастера, в которых он стремился передать чувственную красоту. Героини его работ заняты обычными делами: они читают, созерцают, гуляют с детьми: «Принцесса Айои на мартовском празднике».
Необходимо отметить и работу Куниаки I Утагава «Лист из книги» — редкий представитель самурайской семьи, решивший стать художником. Он обратился к якуся-э — самому популярному жанру, где состоялся как значимый мастер.
Безусловно, зрительский интерес вызовут произведения Тиканобу Тоёхара. Будучи представителем завершающего периода укиё-э, он обратился к жанровой живописи «Вход Дамьё во дворец в новогоднюю ночь», «Скачки в районе Узно в городе Эдо».
«Укиё-э. Образы изменчивого мира» — великолепная выставка, она завораживает красотой работ, учит созерцанию, делает шаг навстречу знаменитой культуре страны восходящего солнца.