Рынок труда: требуются практики

Эксперты Южного центра независимой оценки качества профессионального образования в Каргинском техникуме увидели новейшую технику.

Весьма полезно учебному заведению, выпускающему специалистов для нужд нынешнего рынка труда, посмотреть на себя со стороны. Созданный более шести лет назад АНО «Южный центр независимой оценки качества профессионального образования» может в этом ему помочь. О работе центра согласился поговорить его директор Александр Ткачев, он же — завкафедрой гидротехнического строительства в Новочеркасском инженерно-мелиоративном институте.

Для чего необходим

Директор  АНО «Южный центр независимой оценки качества профессионального образования» Александр Ткачев

И говорит Александр Александрович то, что, казалось бы, давно уже очевидно: необходимо развивать квалификации (степень соответствия определенному уровню профессиональных требований — прим. ред.), ориентируя и СПО, и вузы на требования рынка труда. Речь идет и о теоретических знаниях, и о практической подготовке при тесной связи с работодателями. Но ведь потому и появился центр, чтобы способствовать налаживанию этих связей, которые крепнут не так быстро, как необходимо.

Работа этой общественной организации построена на заинтересованности учебного заведения в цифрах приема. А наличие профессиональной общественной аккредитации учитывается при распределении бюджетных мест на заявленные направления подготовки.

Основной же плюс в том, что выпускники вуза востребованы на рынке труда, причем не только там, где расположен вуз или колледж, а и в соседних регионах. Сам Южный центр находится под патронажем Союза работодателей Ростовской области, который обеспечивает связь между крупными работодателями региона и учебными заведениями. При этом Центр оправдывает название «Южный», работая и с краснодарскими учебными организациями, и со ставропольскими.

Выявить «точки роста»

Процедура профессиональной общественной аккредитации программ обучения добровольная. Ученое заведение подает заявку, где указывает, программы какого направления подготовки подвергнутся этой процедуре, сколько лет готовят таких специалистов, какой уровень квалификаций демонстрируют выпускники и так далее. Для проведения процедуры мы привлекаем наш пул, рассказывает Александр Ткачев, в котором более 120 сертифицированных экспертов, знающих методологию оценки.

Бывали и случаи, когда все заканчивалось не в пользу учебного заведения. «Но мы понимаем, — объясняет Александр Александрович, — если критика будет слишком суровой, все обернется непониманием. Чтобы его избежать, предварительно идет мониторинг организаций по разным показателям. Понятно, что ни одна из них не может на все 100% соответствовать тем же профстандартам и требованиям работодателей, потому наша задача выявить «точки роста» и предложить поработать с ними.

Когда учителя не в дефиците

Профессиональную общественную аккредитацию прошли Каргинский агро-технологический техникум имени В. Е. Теплухина и Каменский педагогический колледж.

— В каргинском техникуме готовят механизаторов, продавцов, поваров и так далее, — рассказывает Александр Ткачев. — Несмотря на то, что сама станица Боковского района отдалена от центра области, у них отличная материальная база: мы увидели новейшие комбайны и трактора. Все преподаватели — с производства, что важно. У них прочная связь с фермерами, работающими в округе: выпускники работают там в качестве практикантов, сами фермеры порой что-то просят сделать для них сам техникум. Кстати, здесь при подготовке сварщиков были учтены рекомендации работодателей.

Сам техникум работает в системе министерства общего и профессионального образования области. У него имеются свои орошаемые поля, урожай с которых позволяет получать и распоряжаться внебюджетными средствами.

— Весной мы «заходили» в Каменский педагогический колледж, — продолжает рассказ о работе центра Александр Ткачев. — Для аккредитации там были заявлены две программы — по физической культуре и изобразительному искусству. У колледжа хорошие связи со всеми директорами каменских школ, а общение со студентами показало высокий уровень их подготовки. Известно, что есть определенный дефицит педагогических кадров. Так вот в Каменске делают все, чтобы свести его к минимуму. Трудоустройство выпускников колледжа — примерно 70%, и это неплохо, если учесть, что некоторые идут получать высшее образование.

Чего в «производственно-образовательном супе» не хватает

Как уверен Александр Ткачев, сам преподаватель, с самого начала учебы студенты должны знать, куда они пойдет работать. В июне работала дискуссионная площадка в Ростовском технологическом техникуме сервиса. Обсуждая общие проблемы, и работодатели, и директора техникумов и колледжей пришли к очевидному выводу: нужно заводить работодателей в учебный процесс. Существуют договора о студенческой практике, но они зачастую есть только на бумаге. Нужны вам специалисты с определенными компетенциями, меняйте учебный план, берите тех же студентов буквально за руку и занимайтесь с ними на производстве.

Но опасения работодателей понять можно: за травму на производстве придется отвечать. Нередки ситуации, когда на практиканта тратится время, ресурсы, а он, набравшись навыков, уходит к другому работодателю. Ну, что тут можно сказать: кормить надо — тогда не улетят. Да и сам отдел, который занимается практикой студентов, должен быть активен: искать заинтересованных выпускников и студентов, изучать рынок труда, встречаться, звонить, списываться — и тогда все будет двигаться. А получается, что не движется никто: одни ждут выпускников, другие — когда к ним придут работодатели.

Кстати, один из критерий профессиональной общественной аккредитации — выполнение выпускных квалификационных работ по заявкам производств. Согласно требованиям их от общего числа должно быть не менее 15%. Но это положение выполняется с трудом. Да, это нелегко: нужно зайти на производство, поинтересоваться потребностями, привести туда будущих выпускников и организовать их встречу, тогда что-то появляется. На следующий год этого будет побольше, а потом и вовсе станет правилом.

Читайте также...

Яндекс.Метрика