Второе лицо человека
Уникальную выставку предлагает вниманию посетителей Ростовский областной музей изобразительных искусств в своем корпусе на Пушкинской. Проект называется «Руки» и сделан он в коллаборации с Галереем М.
Если уж быть точными, так основная часть экспозиции представлена владелицей галереи, искусствоведом Татьяной Колывановой.
Как объяснила сама Татьяна на открытии выставки, эта коллекция складывалась практически всю ее «собирательскую» жизнь: о приобретении каждой картины она может рассказывать часами.
Так, картина художника Джиналиева с названием «Гроза» повествует о традиции одной семьи: когда на улице ненастье или в семье неспокойно, они собираются за большим столом и … лепят пельмени. Движение рук близких людей приносит в этот дом гармонию и спокойствие, что и запечатлел художник. Графический портрет пожилого человека с названием «Мой дед» был найден в одном доме где-то под кроватью и находился в ужасном состоянии. Но Татьяна Николаевна оценила мастерство автора, приобрела эту работу, и теперь посетители музея могут любоваться прекрасным рисунком больших рабочих рук персонажа, находящихся на первом плане.
По словам старшего научного сотрудника РОМИИ Галины Головкиной, музей давно дружит с Галереей М, которой в этом году исполняется 15 лет. Представленный проект, скорее всего, единственный в России, повествует о «втором лице» человека, о его руках. В портрете человека они являются одним из самых сложных элементов, поскольку правдиво и точно изображенные руки требуют от творца досконального знания анатомии.
Из фондов РОМИИ на выставке представлены работы художников 1920-х: среди них портреты художника Григория Шилтова работы Владимира Гринберга и «Столяр» Владимира Осмеркина.
Наталья Дробышева, замдиректора РОМИИ по выставочной деятельности, вспоминая об изображении рук человека художниками, назвала эту тему одной из древнейших в изобразительном искусстве. Наталья Владимировна вспомнила знаменитые руки, изображенные Дюрером, самые, скорее всего, знаменитые руки в искусстве. История этого рисунка действительно необычна: художник изобразил руки брата, который пожертвовал своим талантом, зарабатывая в шахте на учебу Альбрехта. И когда сам Альбрехт Дюрер захотел отплатить брату тем же, было уже поздно: руки Альберта оказались изувечены непосильным трудом. И тогда Дюрер в знак благодарности изобразил его руки, обращенные к небесам в молитве. Гравюра так и называется «Руки молящегося».
Завкафедрой рисунка ЮФУ, профессор Татьяна Неклюдова подтвердила, что руки — одна из сложных тем в рисовании и изображение рук играет огромную роль в образе человека. Она вспомнила знаменитые руки отца, прощающего своего блудного сына в картине Рембранта. На самой же выставке Татьяна Петровна предложила зрителям просто насладиться тем, как каждый из представленных мастеров раскрывает заявленную тему — будь то соединенные руки мамы и маленькой девочки на фоне питерских атлантов, руками же держащих небо или руки пожилой женщины, бережно охраняющих небольшой зеленый росток в цветочном горшке.
Выставка «Руки» будет работать в РОМИИ до конца февраля.