Как риски настоящего и будущего в Интернете обернуть ребенку на пользу

Фото — с сайта youhtmanurity.ru

Автор этих строк уже писала (http://werawolw.ru/?p=28588) об исследованиях компании MINDSMITH и Альянса по защите детей в цифровой среде, посвященного технологиям защиты детей в Интернете. Однако на рисках настоящего времени основатель компании Руслан Юсуфов вовсе не останавливается и на основании мониторинга многочисленных источников делает прогнозы о том, что будет грозить нашим детям в Интернете в ближайшем будущем. И родителям, и педагогам стоит прислушаться к мнению эксперта.

Кого опасаться

Прежде всего, не стоит преуменьшать роль тех, кого называют инфлюэнсерами — тех самых популярных блогеров, которые имеют миллионы подписчиков и учат, в первую очередь, детей и подростков и как правильно наносить косметику (для девочек), и как качать мускулы (для мальчиков) и прочих для взрослых незначительным вещам. И невдомек миллионам слушателям и зрителям, что зачастую за этими персонажами стоят крупные компании и группы людей, навязывающие ребятам не только продукцию своих брендов, но и голосование за вполне определенных лиц.
Крупные компании и не скрывают, что уже давно используют труд подростков: а почему бы и нет, если Web 2.0 позволяет создавать пользователям собственный контент?! Вот и трудятся дети, не подозревая, что происходит это на платформах коммерческих компаний. Налицо — эксплуатация несовершеннолетних, только кто об этом из родителей знает….
Виртуальная мегавселенная — чего здесь только нет, в том числе подделка и лица, и голоса, и шантаж попавшего в интернет-сети ребенка распространением вовсе нежелательной для него информации.
Биометрия — обоюдоострый нож: и вход без метро без проблем, и оставление своих персональных данных за возможность пользования интернет-сервисами.
Один из самых страшных рисков будущего, впрочем, уже и настоящего — трансформация социальных навыков ребенка. Дети, погруженные в Интернет, испытывают трудности в общении с окружающими людьми. Как бы не получилось на родной земле то, что уже не такая и редкость в Японии. В стране Восходящего Солнца есть немало людей, которые годами не выходят из дома. А — зачем: работа на удаленке, еда — с доставкой на дом, развлечения — в Сети.
Все популярней становятся «серые» схемы, с помощью которых подростки обходят запреты и родителей, и учебных заведений: с одной стороны, это оттачивание навыков в IT-технологиях, с другой — не такая уж и редкая возможность попадания в Даркнет, которым уже давно пора пугать маленьких детей.
Дети становятся главными жертвами и в информационных войнах, поскольку легче взрослых верят фейкам, распространяя их в своих аккаунтах соцсетей, что зачастую бывает и уголовно наказуемо.

Виноватых не найдешь, но что делать?

Ответы на извечный русский вопрос — что делать? — исследователи ожидают от разных институций общества. Так, эксперты Альянса по защите детей в цифровой среде рекомендуют образовательным учреждениям включать изучение интернет-безопасности в программы учебных предметов, а также активно заниматься цифровой социализацией детей и подростков.
Бизнес в сфере безопасности детей и подростков в Интернете, производя продукты для этой незащищенной группы, уверены эксперты, должен чувствовать свою социальную ответственность «в квадрате». Появление директора по этике в компаниях можно было бы рассматривать как крайне положительное явление.
НКО могли бы адресно поддерживать подростков, столкнувшихся с тем же кибербуллингом, оказывать им помощь в реабилитации.
И. наконец, от самих IT-компаний следует ожидать создание новых продуктов в области кибербезопасности в сотрудничестве со специалистами в области психологии и криминалистики.
А государству, считают специалисты, необходимо взять на себя координацию совместной работы всех упомянутых групп (включая, конечно, и родителей), обращая внимание при этом на законодательное регулирование и цифровых прав детей, и постоянное совершенствование нормативных актов о персональных данных.
Выше изложены пожелания экспертов, опирающихся, в основном, на технологические решения вопросов безопасности. А что по этому поводу думают и делают представители тех самых институций, к кому обращены вышеупомянутые пожелания?

Спасет медиаграмотность, уверены в минобре

Тамара Шевченко

Ответ на запрос пришел из министерства общего и профессионального образования Ростовской области за подписью замминистра Тамары Шевченко. В нем, в частности, говорится:
… Во всех общеобразовательных организациях Дона оборудованы компьютерные классы, в которых в рамках приоритетного национального проекта «Образование» обеспечен доступ к сети Интернет. Имеются приказы «Об информационной безопасности», «О назначении ответственных за мониторинг сети Интернет, работу кабинетов информатики и программного обеспечения для осуществления контент-фильтрации»… Согласно сведениям, предоставляемых образовательными организациями, в целях обеспечения информационной безопасности несовершеннолетних используется программное обеспечение контент-фильтрации доступа к сети Интернет с действующими лицензиями, способствующими их своевременному обновлению…. Лицензионная система контентной фильтрации NetPolice Professional исключает доступ к информации, несовместимой с задачами обучения, воспитания и гражданского воспитания детей.
…. Постановлением правительства Ростовской области № 928 от 08.11. 2021 утвержден перечень региональных мероприятий, направленных на обеспечение информационной безопасности детей… и оборота информационной продукции в Ростовской области на 2021-2027 годы…. В частности, школьники регулярно принимают участие во всероссийских акциях «Месяц безопасного Рунета», «Единый урок безопасности в Сети», «Неделя безопасного Рунета».
… Тематика информационной безопасности включена в перечень обязательных инструктажей, которые проводятся с учениками с первый до 11 класс в течение года и перед каникулами.
С целью развития медиаграмотности и цифровых компетенций школьников минобразованием Ростовской области и Национальным центром противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и в сети Интернет разработана программа курса медиаграмотности для учеников 5 — 9 классов с учетом возрастных особенностей и степени информированности. Программа прошла апробацию в 30 образовательных организациях в 2022 году и в 2023-м будет внедрена во всех школах области.

Преподаватель: превращать негатив в позитив

Елена Пасько

Елена Пасько, доцент кафедры медиапроизводства Донского государственного технического университета, кандидат социологических наук, обучала ребят в Школе блогинга ведению своих страниц в Интернете и учила их общению в сетях. По ее мнению, там опасно находиться без поддержки, без умения коммуницировать в виртуальном мире. Проблема решается обучением ребят культуре общения и медиаграмотности.
Одиночество в сети — это плохо, но преследование нехорошими замечаниями, короче, травля, — еще хуже. «Мы, — говорит Елена Викторовна, — правда, отмечали, что в Интернете это становится нормой. Этого не нужно бояться или удивляться. Более того, этих хейтеров можно посчитать одним из плюсов. Значит, вы интересны, ваш текст привлекает внимание и то, о чем вы пишите, вызывает определенную реакцию. Пусть реакция негативна, но чрезмерной опасности это не предполагает».
Советы педагога: негативные комментарии можно удалить, а можно и научиться нейтральным ответам, которые продолжение дискуссии в негативном ключе не вызовет. А можно комментарий оставить и посмотреть, как на него будут реагировать другие пользователи. Так узнается, сколько людей доброжелательно к вам настроены.
Можно, конечно, закрыть свой профиль или сделать его более безопасным, подключить двойную защиту, но я предпочитаю учить превращению негатива в позитив. Это и в обычной жизни необходимо.

Социолог: общению и технологиям защиты стоит учиться одновременно

Виолетта Власкина

Виолетта Власкина, руководитель развивающего центра «Надежда», считает, что невозможно выбрать главное, чему нужно учить ребенка, когда он оказывается в Интернете. У каждого ребенка главное — свое. Если у него на первый план выходит то, что его обижает сообщество, развивать стоит навык «держать удар». Это зависит от возраста и ситуации, от наличия навыков. А навык коммуникации полезен всегда и везде, идет ли общение в интернет-пространстве или человека с человеком.
Хотя очень важно заметить, что обучение общению и освоение технологий защиты должны идти параллельно, они не могут заменить одно другого.

Психолог: главное — наладить доверительные отношения

Анастасия Евдокимова

Психологу-консультанту Анастасии Евдокимовой (профессиональная психотерапевтическая лига, руководитель молодежного телефона доверия — волонтерской организации, существующей уже 30 лет), ситуация с той же травлей в Сети знакома:
— Не часто обращаются к нам подростки по поводу нарушения прав личности в цифровом пространстве: таких обращений немного, может быть, потому что еще ребята не умеют это правильно формулировать. Есть и обращения от родителей по этому поводу.
Совет по поводу травли ребенка в Интернете родителю, если он звонит по этому поводу — наладить доверительные отношения, чтобы ребенок понимал: дома безопасно и можно обсудить все свои отношения.
Раньше дети уходили в плохие компании, сейчас — в Интернет именно потому, что у подростка нет ощущения, что тебя не подвергнут критике, не будут сравнивать и подвергать скепсису, чем иногда грешат родители. В интернетовских чатах существует четкая система заинтересованности в детях, там работают взрослые люди, манипулирующие детьми с разными целями и задачами.
В прошлом году случилась история с девочкой, которая общалась в Интернете, как ей казалось, с мальчиком чуть старше. На самом деле это был вполне взрослый человек. Этот «мальчик» установил с ней доверительные отношения и стал звать ее к себе, предлагая уйти из дома и переехать в Иркутск, где он живет. 15-летней девочке был написан алгоритм ее действий: как добыть деньги, как — документы, где ее встретят, где она должна пересесть с одного транспорта на другой. Девочка испугалась, и, несмотря на то, что она была влюблена в этого виртуального «мальчика», все рассказала маме. Та забила тревогу, так как ей сразу стало понятно, что кто управляет ситуацией.
Но бывает же, что ребенок боится родителей, а его разводят, в том числе, и на деньги, и он не рискует об этом рассказать. Его шантажируют его же фотографией, и он опять же не рискует сообщить об этом родителям. К сожалению, поколения нынешних родителей забыли нужные слова или попросту не умеют их сказать. И дети опять отправляются за помощью на какие-то интернет-ресурсы за подсказками, доводя себя до депрессии или суицидальных явлений, так как для ребенка многие ситуации — просто конец света: у него нет опыта таких переживаний.
А ведь достаточно нескольких фраз, и жизнь для ребенка заиграет другими красками.
У нас на телефоне работают волонтеры: за весь период работы нашей службы их было около трех тысяч. У них есть опыт переживания разных ситуаций, они проходят соответствующее обучение. Среди них есть и те, кто пережил тот же буллинг в Интернете. Наш проект так и называется — «Равный для равного».

Мама: присмотритесь к мониторам своих детей

Как хорошо, когда сами родители пусть и не очень компетентны в особенностях пребывания в киберсреде, но об интересах своих детей знают, как побеспокоиться. Как не привести пример одной такой мамы (имя просила не называть), рассказавшей следующее:
— Когда увидела несколько лет назад, что сын «зависает» в Интернете, поинтересовалась — кто же так привлекает его внимание? Вижу — сидит перед камерой какой-то мужик в грязной майке, потягивает пивко и буровит какую-то чушь, причем несусветную. А мой слушает его, открыв рот. Спрашиваю сына, мол, неужели вся эта чушь ему нравится? Вижу, что замялся, так как понимает все про этого мужика, а признаться в этом стыдно. Вот и выключай, говорю.
Он выключил компьютер и сидит, на меня смотрит. Вот тут я и поняла, что давно уже пора его чем-то полезным занять.
Вот и заняла— то в музеи сходим (весьма кстати выставки хорошие открывались), то в театры наведаемся (кстати, театралом он после этого сделался, сам меня извещал про грядущие премьеры, подписавшись на группы театров в соцсетях), а на каникулах — в Крым, а там всего — смотри, не хочу! Да, усилий потребовалось немало, но сейчас он — студент колледжа радиоэлектроники, информационных и промышленных технологий, будущий программист, и сам уже занят по самое «не могу».
Хочу и других родителей призвать: присмотритесь к мониторам своих ребят, поговорите с ними, пока они к вам еще прислушиваются.

Поднять подростковую интернет-субкультуру на новый уровень

Юрий Глухов

Весьма интересно мнение о подростках в Интернете создателя клуба любителей киберспорта «Лига дружбы» Юрия Глухова, организатора турнира «Кубок клубов по CS:GO», который проходит при поддержке Всемирного координационного совета российских соотечественников, проживающих за рубежом, и регионального общественного движения «Синергия талантов». Здесь уже речь об организации пребывания подростков в Интернете уровнем повыше — о тех, для которых Интернет становится не просто средой обитания, а возможностью проявить себя в качестве спортсмена.

Сейчас дети играют стихийно, причем молодежная аудитория игр растет на глазах: если среди взрослых игроков примерно 60%, то среди молодежи этот процент значительно выше. Потому задача федерации киберспорта России — создавать методические рекомендации опять же, как в футболе, для тренеров, которые работают с детьми, с подрастающим поколением и для тех, кто растит чемпионов.
И тренер по киберспорту не только наставник, который ученику в киберигре помогает. У детей в Интернете свои команды, своя субкультура, если зайти в их чаты и стримы — там сплошная нецензурная лексика. Наша задача — создать свой клуб-дом и объяснить им, что это общественное место, где нужно соблюдать некие нормы приличия, приучать их хоть к какой-то культуре общения. Такую функцию и могут выполнять клубы, в которых существует своя этика. Мы начали это клубное строительство, и хочется, чтобы собранные в них ребята как-то болели друг за друга, чувствовали свою общность. В России этого пока никто не делает. Но мы начали.
Команда шахтинской школы № 26 выбыла из турнира, но я по уровню школьного клуба ставлю их на первое место. В их школе замечательный командный дух: когда проходят соревнования с их участием, ко мне в группу ВКонтакте записывается вся школа и поддерживает их на своем сленге. Они пишут комментарии, а для молодых написать комментарий — это переступить через некий барьер. Такая же хорошая спортивная атмосфера появилась и в школе № 8 Таганрога. Там отличный куратор — как и в таганрогской школе № 10.

Команда ростовского лицея № 11, завоевавшая третье место во всероссийских соревнованиях Школьной киберлиги

То есть, формируется следующее: с одной стороны кураторы-взрослые, которые подталкивают детей (вообще-то сами по себе дети пассивны и их нужно направлять) к активным действиям. С другой стороны — выявляются самые активные подростки, которые возьмут внутри клуба всю организацию на себя (больше всего ребята доверяют своим сверстникам). За этим могло бы быть будущее. И это станет не тем, что взрослые придумали для детей, это было бы их собственное увлечение и дело, организованное ими самими и направленное в Интернете в мирное русло.

Читайте также...

Яндекс.Метрика