Работа? Для каждого!

А розочки-то — из мыла!

Ростовская городская общественная организация инвалидов «Надежда» открыла мастерские, в которых работают ребята с ментальной инвалидностью, достигшие совершеннолетия.

Делать что-то руками

— Наша организация существует уже более 25 лет, — говорит Виолетта Власкина, руководитель центра развития «Надежда» (создан при РГООИ «Надежда») — те, кто пришли к нам совсем маленькими детьми, выросли. И мы, зная этих детей с детства, решили взять их поддержку на себя.
А что такое взрослая самостоятельная жизнь? В ней главное — чтобы человек был занят, чтобы он чувствовал себя полезным для общества.
Все проще в том случае, если у человека нет ментальных нарушений, но есть проблемы с опорно-двигательным аппаратом. Сегодня существуют и дистанционное обучение, и работа «на удаленке». Ребята с такими нарушениями имеют шанс на жизнь в социуме — быть полезным окружающим и жить, как все. У ребят с ментальными нарушениями в силу особенностей их состояния — нет. Однако известно, что те, кто имеет ментальные нарушения, зачастую феноменально что-то делают руками.
— В рамках проекта «ДобраяCреда» мы проводили занятия для ребят и видели, что они с удовольствием выполняют те или иные виды ручной работы, — рассказывает Виолетта Валентиновна. — И мы решили открыть для них мыловаренную мастерскую. Сначала такая мастерская работала в виде мастер-классов. Потом все это перешло в формат развивающих занятий. Так что сама мастерская в разных ипостасях существует уже четвертый год.
Но вот стало понятно — ребята вышли на такой уровень в своих занятиях, что уже готовы сделать следующий шаг. И в прошедшем году мыловаренная мастерская с названием «Лаванда» смогла заработать как настоящая мастерская. То есть, тех ребят, которые сумели научиться делать качественную продукцию, мы трудоустроили. В привычной для них среде они стали весьма продуктивно работать. В мастерских их сопровождают специалисты, оказывающие начинающим мыловарам помощь.

За качество не стыдно

— Хотя, — уверена Виолетта Власкина, — не исключено, что кто-нибудь из ребят настолько овладеет этим ремеслом, что захочет уйти в самостоятельную жизнь и, скажем, зарегистрироваться в качестве самозанятого.
Перед Новым годом большой популярностью пользовались сделанные из мыла трогательные зайчики, а также комплекты, в которые входили и «мыльные» зайчики, и нарядные свечи. Мы поняли, что за то качество сувениров, которые делали ребята, нам не стыдно.
Пока вся сделанная продукция реализуется на благотворительных ярмарках.
В мастерской по субботам идут семейные занятия: ребята приходят с родителями. Есть вероятность, что кто-то из родителей вместе с ребятами, научившись делать мыло, захочет оформить себе самозанятость и выйти на рынок труда, набирая себе заказы.
Работу мастерской поддерживают благотворители, их помощь идет на приобретение материалов для мастерской. Тут стоит упомянуть, что и в прошлом году, и в наступившем мастерская работает при поддержке Фонда президентских грантов. А это означает, что у педагогов и специалистов, которые работают с ребятами, есть зарплата, без чего мастерская не смогла бы существовать.

Андрей Лысенко осваивает свечное дело

Но скучно, наверно, делать только мыло (хотя, глядя на изящную продукцию мастерской, такое сказать трудно!). В «Надежде» решили, что в мастерской пора осваивать и свечное дело. Первые изделия ребята попробовали сделать перед Новым годом, отливая новогодние свечки.
— Со временем, — заверяет Виолетта Валентиновна, — будут открываться и другие направления деятельности. У всех же ребят разные потребности и разные интересы, разные желания. И если мы хотим, чтобы они нашли себя в трудовой деятельности и стали полезными обществу, мы должны обеспечить каждому подростку и молодому человеку с инвалидностью помощь в поиске той ниши, в которой он будет чувствовать себя успешным, где ему будет интересно, и он почувствует себя нужным людям.

Из Школы блогинга — в профессию

Как писал «Живой Ростов», в «Надежде» работала Школа блогинга. Многие ребята создали свои аккаунты в соцсетях. А некоторые вели страницы самой «Надежды» в этих сетях. Сыграло ли это знакомство с Интернетом определенную роль в их профориентации?

На курсах робототехники в «Надежде»

— У нас есть двое ребят, которые после школы блогинга поступили в техникумы учиться IT-специальностям, — с гордостью говорит Виолетта Валентиновна. — Они попробовали себя не только на двухгодичных курсах Школы блогинга, но и в нашей мультстудии (результаты этой работы можно увидеть в соцсетях), и два года занимались на курсах робототехники.
— В этом году, — продолжает рассказ Виолетта Власкина, — в рамках очередного полученного президентского гранта (проект «Шаг за шагом») у нас много занятий, посвященных профориентации. На творческих занятиях, которые мы проводим для своих ребят в «Надежде», они обучаются каким-то творческим навыкам, что дает им возможность подумать о будущей профессии. У особенных детей и подростков это занимает времени гораздо больше, чем у обычных детей.

Труд в сочетании с реабилитацией

Мария Фоменко обучает мыловарению своих подопечных

Мария Фоменко, руководитель мыловаренной мастерской центра развития «Надежда», рассказывает какую определенную подготовку для работы в мастерской ребята с инвалидностью прошли в течение нескольких лет. Все они разновозрастные, и возможности у всех также разнятся: что один научится делать в 16-18 лет, другой — в более старшем возрасте. Так, поначалу все они учились выполнять нарезку мыла, взвешивать на весах необходимое его количество, заливать его в формы (предварительно обрабатывая их спиртом), подбирая нужный цвет и ароматизатор (цветы должны пахнуть цветами, а не, скажем, фруктами). Затем были приобретены навыки определения времени разогрева мыльной основы в микроволновке и определения готовности продукта. Эти навыки потом в мастерской были объединены в единую технологическую цепочку. Теперь ребята могут выполнять все операции последовательно от начала до конца с минимальной помощью специалиста. На все это ушло несколько лет учебы.
Сегодня в мастерской трудятся шесть ребят из тех, кто освоил указанные навыки. А рядом с ними учатся уже другие ребята, которые, глядя на своих старших товарищей, осваивают навыки, необходимые для процесса мыловарения.
Те, кто в мастерской делает готовую продукцию, получает зарплату. И они понимают, что их изделия уходят к людям. Они могут оценить качество того, что сделали, «собрать» заказ, подобрать варианты мыла для праздничных наборов. Освоены разные техники заливки — к примеру, двухцветная. «Качество изделий нашей мыловаренной мастерской ничем не отличается от качества продукции любого хэндмейдера, представляющего свою продукцию на ремесленных ярмарках», — утверждает Мария Фоменко.
Самое главное заключается даже не в том, что ребята с инвалидностью освоили отдельные операции по приготовлению мыла. Их можно научить и жарить котлеты для «Вкусно — и точка», но они никогда не смогут работать там, встав фактически на конвейер и все время выполняя одну и ту же функцию. А в мыловаренной мастерской подходят к трудовому процессу особенных ребят комплексно — трудовая программа сочетается с реабилитационной. При этом мастерская ведет и социальную работу: снимает клипы про свою работу, выкладывая их в соцсети, участвует в городских праздниках (важная часть социальной адаптации). То есть, это не просто узконаправленная работа с молодыми инвалидами, это комплекс мероприятий, укладывающийся в их трудовой процесс.

Читайте также...

Яндекс.Метрика