Сенсорные дети

Егор Бережецкий и Родион Петьков, воспитанники Школы юных блогеров, на экскурсии в Медиапарке ДГТУ

Информационные технологии сегодня помогают наладить общение ребятам с ограниченными возможностями здоровья, которые ушли на «удаленку» в связи с пандемией. А некоторым они позволяют социализироваться настолько, что определяют их будущую профессию.

Почему все и началось

По словам Виолетты Власкиной, руководителя развивающего центра «Надежда» подразделения Ростовской городской общественной организации инвалидов «Надежда»,
идея Школы юного блогера родилась давно. Если раньше, шутя, детей называли «кнопочными» из-за того, что они очень быстро нажимали кнопки на телефоне, то сейчас можно говорить о «детях сенсорных» поскольку они с легкостью управляют сенсорными экранами телефона или планшета. Ребятам-инвалидам, как и всем, хочется общаться, а общение сегодня — от этого не уйти! — переходит в сферу Интернета, хотя все понимают: если оно и заменяет общение живое, то вынужденно — по крайней мере, сегодня, в пандемию.

У ребят с ментальными нарушениями большие сложности вызвал переход к общению через экран компьютера или планшета. Но в «Надежде» стараются подстроиться под интересы каждого ребенка, и мы, говорит Виолетта, знакомим их с современными технологиями.

В первую очередь ребята в Сети обращают внимание на блогеров — как те преподносят материалы в соцсетях, о чем рассказывают. «И нам было важно,- рассказывает Виолетта Валентиновна, — научить их правильно выкладывать свои материалы в сетях, научить не только делиться своими мыслями, но и защищаться от хейтеров со всеми их технологиями нападок. Дело в том, что в общеобразовательных и коррекционных школах учат работать с пакетами прикладных программ, а умению подавать себя в соцсетях — нет».

Занятия Школы юного блогера проходят в дистанционном формате в рамках проекта «Маленькие шаги — большие открытия!», реализуемого «Надеждой» при поддержке Фонда президентских грантов. К участию приглашали всех, но у ребят с ментальными нарушениями была своя программа и в их занятиях принимали участие родители.

Кто учил и помогал

Елена Пасько, доцент кафедры медиапроизводства ДГТУ, кандидат социологических наук, обучала ребят ведению своих страниц в Интернете. Ее основной задачей, рассказывает Елена Викторовна, стала задача не только преподавательская, но и организаторская. Так, для обучения видеомонтажу были приглашены волонтеры — студенты ДГТУ с разных факультетов, которые освоили то, что нужно для работы в сетях, уже на профессиональном уровне и для которых информационных технологии — часть их профкомпетенций.

Кристина Косачева из Школы юных блогеров «Надежды» во время экскурсии в Медиапарк ДГТУ давала интервью

Работа в Интернете привела к большей открытости ребят, считает Елена Викторовна: тот человек, который себя презентует, работая на камеру, который сам снимает, а потом выкладывает свои работы на свою страничку, более открыт миру. А так открыться зачастую плохо удается и тем, у кого нет особенностей здоровья. Для ребят «Надежды» это сложнее, но при поддержке у них все обязательно получится, уверены в центре.

Первые итоги

Группа ребят с ментальными нарушениями научилась посылать друг другу сообщения, выкладывать снимки и видео. Тем, у кого имелись трудности с письмом, помогали родители, превращая произнесенное в написанное.

В другой группе подходы к видеоконтенту были серьезней: ребята освоили азы фото и видеосъемки, подготовили видеоматериалы для последующего монтажа видеороликов о мероприятиях проекта. Самые интересные будут размещены в спецтеме «Тревел-блог» на сайте 1Rnd.ru и на ресурсах РГООИ «Надежда». Ребята познакомились с работой журналистских коллективов, попробовали себя в роли журналистов, блогеров, ведущих.

Огромный плюс общения при помощи информационных технологий еще в том, что, где бы подопечные центра не находились, они могли заниматься и общаться. При курсе лечения в санатории или длительном лечении в больнице (а это актуально для ребят с онкологией) теперь с ними всегда планшеты, ноутбуки и телефоны, то есть, ребенок от занятий в дистанционном формате не оторван.

А вот мнение психолога Екатерины Евлановой, которая также занималась с ребятами в Школе юного блогера: «Любое соприкосновение с информационными технологиями детей с особенностями развития — это шанс социализироваться, насколько каждому это возможно. Одни могут просто открыть поисковик и что-то посмотреть, получив определенные навыки в поиске информации, другие — найти новых друзей, а также и то, о чем можно только мечтать — найти с помощью Интернета работу. Могу отметить и такую особенность — ребята могут переносить навыки, полученные в онлайн-общении, в обычную жизнь, может быть, и не осознавая этого. При работе с информационными технологиями они узнают много нового, что хорошо развивает мозг, поскольку возникают новые нейронные связи. Не говоря уже о том, что для них важно сегодня быть в тренде: я вам не просто ребенок, находящийся дома, а член блогерского сообщества.
У нас даже было занятие, посвященное онлайн-профессиям. Ведь многие ребята, несмотря на инвалидность, в состоянии работать и в интернет-магазинах, и в кол-центрах: все зависит от того, насколько готова компания принять таких сотрудников».

И это еще не все!

В «Надежде» дистанционно идут занятия и по арт-терапии. Само занятие педагог записывает и выкладывает в Сеть, и если ребенок не успел его посмотреть вовремя, то потом сможет увидеть его в удобное для себя время. Вот что рассказывал о своих занятиях Антон Стадник, педагог арт-терапии: «В условиях самоизоляции быстро выяснились плюсы дистанционного образования. На экране ребята видят лист, на котором крупным планом что-то показывает педагог. В классе не для каждого ребенка такое возможно: кто-то сидит ближе, кто-то — дальше. К этому добавляется более свободная обстановка и участие родителей, которые помогают ребенку. А последнее в офлайновом формате невозможно. И результат такой работы вовсе не хуже, а даже где-то в чем-то лучше».

Антон Стадник и его воспитанники из «Надежды»

Созданные работы при помощи педагога, работающего с ребенком в Интернете, потом отправлялись на вполне реальные выставки и занимали там вполне реальные призовые с места. Как выяснилось, ребята с ментальными нарушениями умеют гораздо больше, чем это можно себе представить.

Робототехника для воспитанников «Надежды» пришлась им по силам и по душе

В прошлом году в «Надежде» запущена программа по обучению ребят робототехнике. Все и на одинаковом уровне работать с техникой, конечно, не смогут, но у многих — получается. И они не только создают роботов, но и программируют их поведение, пусть даже простыми программами. Более того, начав с детского конструктора, некоторые смогли, освоив его, перейти на более сложные варианты. «Этого мы точно не ожидали, — говорит Виолетта Валентиновна,- ведь за этим стоит развитие логики и мышления, и успехи ребят в этой сфере колоссальны!».

Истории успеха

Одиннадцатиклассник Илья, воспитанник «Надежды», и раньше хотел связать свою жизнь с информационными технологиями, увлекаясь программированием в школе. Но работе в социальных сетях в школе совсем не учили. Знания и навыки, полученные в Школе юного блогера «Надежды», помогли ему создать свою страничку в соцсети и найти друзей.

А эта история — из города Шахты, где обучением информационным технологиям особенных детей занялись журналисты. Анна Гладченко — выпускница реабилитационного центра «Добродея». С этим центром у сотрудников редакции «Шахтинских известий» — давняя дружба. Они и учат ребят, больных ДЦП и проходящих здесь реабилитацию, работе в социальных сетях. Аня во время этих занятий вроде бы великими достижениями не блистала, но у нее, на себе испытавшей, что такое эти самые «ограничения по здоровью», желание помочь другим было огромным. Девушка сейчас работает в благотворительном фонде и ведет в соцсетях «недетскую борьбу за детские жизни», собирая средства для лечения больных детей. И ведь это у нее получается получше, чем у других: ведь знает она их проблемы. что называется, изнутри.

А в Школе юного блогера дистанционные занятия продолжаются. И ребята с ментальными нарушениями продолжают учиться, но для них в этом году создан иной формат под названием «Группа общения». Ребят уже обучают работать с презентациями, где они используют ранее полученные в Школе юного блогера знания. Они не только эти презентации нам показывают, с гордостью говорит Виолетта Власкина, но и могут по ним вести рассказ — то есть, то, что ранее их родителям казалось просто фантастикой.

Читайте также...