Необычный писатель — об обычной жизни
Это одна из лучших моих встреч. Так отозвался о вечере в Донской государственной публичной библиотеке свой разговор с читателями (а их пришло, несмотря на ненастную погоду, изрядное количество) известный прозаик, поэт и драматург Дмитрий Данилов.
Организована встреча в библиотеке была Ростовским областным общественным Фондом развития культуры чтения и пропаганды книги, ДГПБ при финансовой поддержке банка Центр-инвест.
Для начала — про футбол
Как выяснилось, Дмитрий Алексеевич — страстный поклонник футбола (не путать с фанатами!) и прекрасно помнит матч СКА (Ростов) — Динамо (Москва) 1985 года, на котором присутствовал. Тогда, проигрывая со счетом 3:0 в первом тайме, ростовские армейцы выиграли со счетом 3:4! «Матч был просто эпическим, — с восторгом вспоминал Данилов, — СКА-Ростов в том сезоне я полюбил после того, когда он у „Спартака“ выиграл 6:1, а ведь нет более ненавистного клуба для поклонников „Динамо“, чем „Спартак“, так что их выигрыш у моей любимой команды можно было простить».
Дмитрий Данилов увлечен таким занятием, как «граундхоппинг» — хобби, включающее в себя посещение максимально возможного количества стадионов. Такие посещения драматург коллекционирует: их у него больше ста.
Как «пробиться» начинающему драматургу
— А путь один, — замечает автор, уже театрам хорошо известный. — посылать свои пьесы на различные конкурсы, и чем чаще — тем лучше. И ждать результатов. Таких конкурсов сейчас в России не так много: из крупных остался только «Ремарка». К сожалению, на литературные премии себя выдвинуть нельзя.
Но жизнь драматурга в театре, прямо скажем, не сахар. Авторского надзора не существует, хотя некоторые драматурги требуют включить в договор с театром пункт о том, что режиссер не имеет право ничего менять в тексте пьесы без согласования с автором. Данилов таким инструментом не пользуется. Его опыт показывает: сохраненные слова не гарантируют от присутствия на сцене настоящей ахинеи. А бывает наоборот — режиссер что-то меняет, даже придумывает что-то свое и получается хорошо. В постановке пьесы «Человек из Подольска» Михаил Угаров кое-что изменил, и получилось здорово. Так настаивать на буквальности не стоит.
Дмитрий Данилович сам написал инсценировку нашумевшего произведения «Саша, привет» и с удовольствием вспоминает его постановку Маратом Гацаловым в Театре наций. А вообще-то драматург вывел для себя такое правило: чем больше постановок по его пьесам, тем больше плохих спектаклей, и с этим ничего поделать нельзя, так что приходиться смириться.
Как дела у «Саши…»
Большую известность прозаику в последнее время принес роман «Саша, привет», как известно, удостоенный премии «Ясная Поляна» 2022 года. Это тем более удивительно, если учесть, что само произведение — вещь экспериментальная. Хотя, ради справедливости стоит отметить, что тема несвободы актуальна во всем времена. Так вот, экспериментальная вещь совсем неожиданно для автора обрела массового читателя.
— Самому автору трудно говорить об ожидаемом успехе, — сказал Дмитрий Данилов. По его мнению, в любом успехе есть элемент случайности и везения. Смешно смотреть, когда на такой вопрос писатель отвечает: «Это тяжелый труд, знаете ли, так много работал…». Даже интересно становится, какие неподъемные мешки мешки он таскал. А насчет «Саши…» то ли с нервом времени эта книга совпала, то ли один человек, который влияет на аудиторию, книгу заметил и написал о ней, и на нее стали обращать внимание. И пошло-поехало.
Дмитрий Алексеевич признался, что знает примеры замечательных книг, которые остались незамеченными — и не потому что они плохие или автор неталантлив.
— Когда пишешь, — стал уточнят свою позицию автор, — не думаешь о каком-то успехе, главное, написать текст, а то, что дальше будет, даже не предположить трудно.
Так что какой-то внятный ответ на вопрос о слагаемых успеха у этого автора отсутствует.
К литературным критикам Данилов относится благодарно, саму критику ценит и считает вниманием квалифицированного читателя: ведь человек дал себе труд книгу прочитать и о ней написать — независимо положительно или отрицательно критик отозвался о произведении. Бывает, правда, досадно, если о книге негативно отзывается человек, мнением которого автор дорожит. Но произведение не может нравится всем, это даже становится подозрительным: значит что-то в нем «недокручено».
А о смыслах произведения он говорит так: я придумываю некую структуру произведения, которую смыслами наполняют читатели. И он приветствуют любую трактовку написанного.
Когда начинать писать
Сам Данилов начал писать прозу довольно поздно — в 32 года и считает, что прожитые годы идут автору на пользу. В совсем молодые годы поэзию писать можно, а прозу — тут нужно пожить, приобрести какой-то опыт. В этом, считает Дмитрий Алексеевич, большая трагедия человека как биологического вида: мы очень мало живем.
Сам он ведет курс литературного мастерства и очень открыт для студенческой аудитории. Ему интересно общаться с молодыми людьми.
Точки притяжения в русской классике у популярного автора традиционны: это, прежде всего, Чехов, которого Данилов считает самым современным из русских классиков. В своих пьесах и поздних произведениях он сильно опередил свое время.