Как стать заметными на культурной карте страны

Поклон после спектакля — Театр 633 (ДГТУ)

Обсудить особенности южно-русской культуры, поговорить о культурных проектах, которые становятся драйверами развития региона, собрались в Ростове-на-Дону участники фестиваля искусств «Чистое поле». Его организаторы — аналитический центр «Эксперт Юг», АНО «Инновационные гуманитарные проекты» (ИНГУП) при поддержке «Ростелекома» и института «Спецпроектавтоматика» — пригласили к участию театральные коллективы, архитекторов, археологов, музыкантов, кинематографистов.

Культурный код региона

Стартовал фестиваль панельной дискуссией. И вот что ценного, с точки зрения автора этих строк «на вырост», там прозвучало. Как считает Владимир Козлов, организатор фестиваля и директор АНО «ИНГУП», данный фестиваль — это заявка «на вырост». По мнению Владимира Ивановича, Ростову-на-Дону нужен «мощный объединяющий культурный проект», который сделал бы донскую столицу более заметней на культурной карте страны. Такой потенциал в Ростове есть, и эту роль мог бы сыграть и фестиваль «Чистое поле».

Яна Куринова, Владимир Козлов и Полина Конышева

Продолжившая дискуссию замминистра культуры Полина Конышева, отметила что фестивали искусств для Ростова не редкость: параллельно с «Чистым полем» открылся III Ростовский музыкальный фестиваль «МОСТ», дающий возможность слушателям познакомиться с разными аспектами музыки и современной, и советской, и мировой и привлекающий большое количество блестящих исполнителей. «Находясь в стенах „публички“, нельзя не вспомнить ежегодный фестиваль современных искусств „ДГПБ-АРТ“, напомнила замминистра, — привлекающий ростовскую публику».

По словам Полины Юрьевны, помочь развитию креативных индустрий в регионе призваны и школы креативного искусства, которые вскоре откроются в донской столице (флагман художественного образования на юге России — Ростовское художественное училище имени М.Б.Грекова — выиграло федеральный конкурс на финансирование создания такой школы).

Сергей Толстов (Центр поддержки культурных индустрий ЮФО, один из организаторов «Чистого поля») вернулся к задачам фестиваля, сказав, что в ходе событий фестиваля будет предпринята попытка нащупать и предъявить публике культурный код региона. И поможет этому, уверен Сергей, традиционный диалог культур разных народов Дона, чему область может научить всю Россию.

Упаковать идею в проект

Яна Куринова, директор Ростовского регионального центра поддержки предпринимательства, напомнила всем собравшимся, что «дело не в деньгах, а в идеях». А что касается средств, то Центр истинных ценностей (учредителем которого является РРЦПП), заключил соглашение с президентским Фондом культурных инициатив. В ЦИЦе появились сотрудники, которые безвозмездно помогут всем желающим упаковать их идею в проект.

Важным акцентом дискуссии оказалось выступление Евгения Миронова (проект «НаукаПРО»), обратившего внимание на отсутствие информации о культурных проектах в информационном донском пространстве. Так, он уверен, что 99 % ростовчан не в курсе того, что сейчас проходит фестиваль «Чистое поле».

Взгляд со стороны

На фестиваль были приглашены и краснодарцы, что позволило на некоторые аспекты культурной жизни Ростова посмотреть со стороны. Так, художник Владимир Мигачев, член Международной федерации художников ЮНЕСКО, считает, что на «большой культурный проект» работают проекты небольшие, которых должно быть много. Сам Владимир как практик уж точно имел право на такие слова: в тот же день в ростовской арт-студии «Андеграунд» открылась его выставка цветной графики «За линией горизонта». Мастер провел потрясающую экскурсию по своей экспозиции, после чего зрители долго не расходились, продолжив разговор с художником о современном искусстве.

Владимир Мигачев и его работы

Интересен был рассказ Анны Пчелиной, управляющего партнера краснодарской арт-резиденции PchelinHouse. Она уверена в том, что сегодня большой дефицит институтов культуры. Эти институты работают независимо от политических катаклизмов: их можно уподобить капитальному зданию, в то время, как события — это временные павильоны. Примером такого института Анна привела появившийся филиал Пушкинского музея изобразительных искусств в здании бывшего арсенала нижегородского кремля. Автор этих строк там побывала и свидетельствует: это прекрасно организованное пространство словно создано для выставок современного искусства, которые (самые разнообразные!) размещены здесь в большом количестве.

Не все участники круглого стола оказались удовлетворены результатами дискуссии….

И еще, уверена Пчелина, необходимо фиксировать культурные проекты ушедших поколений, поскольку незафиксированные, они исчезают во времени, и каждому следующему поколению приходится начинать как бы заново. Кстати, краснодарская арт-резиденция сняла фильм о творивших в недавнем прошлом поколении художников Юга России, куда вошел сюжет и о ростовской арт-группе «Искусство или смерть»: вступающим в жизнь художникам уже мало что известно об этом, прогремевшем на всю страну, художественном объединении.

Дело надо делать, господа

Интересно было и мнение Татьяны Ершовой, нейроимиджмейкера из Екатеринбурга, рассказавшей о том, как в нынешней культурной столице Урала постоянно обсуждавшие потенциал своего региона жители наконец-то решили прекратить разговоры, взять определенную идею и воплотить ее в жизнь. И пока она не обрастет реальностью, не говорить ни о чем другом. На то, чтобы воспитать поколение работающих, а не «говорящих», у них ушло 10 лет. Интересно, какое время для этого понадобится Ростову?!…

Читайте также...

Яндекс.Метрика