Побольше фестивалей – хороших и разных!
В донской столице прошел южный фестиваль искусств «Чистое поле». Организаторы — а это аналитический центр «Эксперт Юг», АНО «Инновационные гуманитарные проекты» (ИНГУП) при поддержке «Ростелекома» и института «Спецпроектавтоматика» — на пяти площадках постарались охватить, казалось, все виды искусств. Автор этих строк расскажет о наиболее сильных впечатлениях, которые связаны с театральными днями.
Театр «633»
Давненько не доводилось видеть студенческие театры. Отрадно, что они существуют и сегодня, и волнует молодых исполнителей проблемы нынешнего дня. Неожиданно остро и трогательно прозвучала первая новелла спектакля Театра «633», поставленная режиссером Олегом Цыганковым.
Сегодня тема войны способна задеть в зрительном зале многих, а если раскрывает эту тему в своем произведении такой мастер, как Чингиз Айтматов, и пропускают ее через себя и доносят свои чувства и мысли по этому поводу до зрителей актеры, то возникает особая аура, когда даже вздохнуть человек в зале боится. И что удивительно — это касается любого исполнителя. Словом, живая жизнь в живых обстоятельствах. А сюжет-то прост: старик собрался в город, откуда его сын ушел на войну и не вернулся…
Жалко только, что увидели все это немногочисленные зрители, до отказа заполнившие небольшой зал арт-студии «Андеграунд»
«Точка»
Первое, что бросалось в глаза в небольшом пространстве «Андеграунда» — паутина из белых и красных нитей, натянутая в параллелепипеде из деревянных досок. Внутри нее — человек, явно в этой паутине запутавшийся. Этот сильный визуальный образ прочно завладел вниманием перед началом спектакля.
Потом в темноте разглядываешь еще одного человека, который, связанный красно-белыми нитями пайтины, лежит, скорчившись, перед параллелепипедом. Две девушки в ходе спектакля проникают вовнутрь и пытаются по очереди освободить героя. Но тот еще больше заворачивает себя в кокон и вроде бы стать свободным не желает.
Ассоциаций возникает сразу много и, прежде всего, не представили ли нам нас самих, которые любят укрываться от внешнего мира и не желают расставаться с иллюзиями, предпочитая прожить жизнь в своем коконе?…. Из этого кокона не удается, судя по всему, вырваться и другому герою, который из паутины-то вырвался, но дальнейшего освобождения (превращения в бабочку?!) не последовало. Правда, в финале появляется надежда, когда свободная девушка не бросает несостоявшуюся «бабочку»…
Это представление было заявлено творческим объединением «Точка» как спектакль-перфоманс, хотя взаимодействия со зрителем так и не случилось. Но было отрадно видеть, как некогда гремевшая в Ростове пантомима прорастает сегодня такими спектаклями.
Остается добавить, что главная исполнительница в спектакле Алсу Айнутдинова является и режиссером, и сценографом постановки. Творческое объединение работает уже около двух лет.
Что за «Фасадом»
Самое сильное впечатление от фестиваля оставил краснодарский фильм, посвященный событию, которое в свое время потрясло весь этот город. Но сначала о создателях этой картины: идея и ее воплощение в фильм принадлежит Анне Пчелиной, которая создала и работает в культурной институции, подобной которой в Ростове, к сожалению, нет. На разных краснодарских площадках реализуется цикл лекций «Как устроено современное искусство» с приглашением весьма заметных в культуре и искусстве персон.
Во время пандемии, когда многие были заперты дома, и времени было достаточно, Анна его не теряла, а собрала вместе все видеофрагменты (а событие снимали), посвященные «Фасаду». Так называлась выставка современного искусства городских художников, которым отдали два пустующих этажа здания, полученные художественным музеем в начале 1990-х. Судя по всему, денег на ремонт в городе не было, и его директор пошла на такой революционный шаг. Получив от музея в свое распоряжение два этажа, творцы создали весьма немалые инсталляции. Работали они 10 месяцев, музей их поддерживал, предоставляя краски и холсты.
Так в этом нетопленом здании в центре Краснодара и появилась выставка «Фасад», сопровождаемая и выступлениями музыкальных групп (среди участников замечен с гитарой Владимир Касютин, нынче один из секретарей Союза журналистов России), и современными поисками в кинематографии, привезенными из Питера. Кадры вернисажа комментируются участниками, искусствоведами и, что отрадно, искусствоведами не только краснодарскими, но и московскими, сумевшими не только нарисовать, но и подробно проанализировать ситуацию в искусстве России 1990-х.
С таким глубоким анализом этой ситуации не доводилось встречаться до сих пор ни разу. Так и хочется предложить этот черно-белый фильм в качестве учебного пособия в художественных вузах. А то ведь современные художники, вступая в творческую жизнь, зачастую думают, что начинают с нуля.
Были на фестивале и археологический, и архитектурный дни, прошли дни музыки и поэзии. Стоит лишь пожалеть о том, что, как говорил классик, узок круг этих революционеров. Но организаторы и свои пять площадок выбрали не очень большие, стало быть, так было задумано. Но почему?…