Когда по нашему «шарику», еще тепленькому…
Все помнят фразу из миниатюры Жванецкого в исполнении знаменитых Карцева и Ильченко: «Когда по нашему шарику, еще тепленькому, бродили мамонты…». «Шарик» был, конечно, уже не тепленький, но и до мамонтов в наших краях проживали удивительные звери, окаменелые останки которых до сих пор находят в карьерах. О них, похожих и непохожих на нынешних представителей донской фауны, автору этих строк рассказал заведующий выставочным сектором культурно-просветительского отдела Ростовского областного музея краеведения Владислав Заярный.
Подарок к Международному Дню музеев
То, что открытая в 2018 году экспозиция отдела палеонтологии находится в подвальном зале, кажется логичным — словно животные вернулись в те места, откуда достали их останки, точнее, то, что от этих останков осталось. Но потом зал был закрыт на ремонт, и вот теперь посетителей отдела и полностью (вместе с отреставрированными каменными изваяниями, знаменитыми «бабами») экспозиция будет открыта в Международный день музеев — 18 мая.
Немного истории. Оказывается, не только шедевры скульптуры и живописи вывозили фашисты с оккупированной территории донского региона. Многие старожилы помнят, что Ростовский музей краеведения до 1941 года находился в знаменитом особняке Николая Парамонова, который сейчас занимает зональная библиотека ЮФУ. Помнят они и то, что в центральном зале под стеклянным потолком стоял полностью собранный скелет мамонта.
Палеонтологические артефакты специально никто не искал (и не ищет до сих пор). Из местного карьера в 1930-х стали брать песок для строительства, и из песка стали показываться эти окаменелости. Позвали ученых, и один из них Валериан Иннокентьевич Громов («светило» русской советской палеонтологии), поработав с этими останками (а им 2,5 млн лет), предложил назвать эту фауну «хапровской». И всю немалую коллекцию хапровской фауны фашисты вывезли в Германию. И это вам не картина Поленова, которую опознали на одном из аукционов (сохранилась фотография зала вместе с ней) и по реституции вернули в Таганрог. А здесь, как говорится, «с концами».
Иной пейзаж
Кстати. Далекого предка шерстистого мамонта, чей череп весом в 300 кг украшает вход по мраморной лестнице на второй этаж в здании музея, назвали «слоном Громова».
Все представленные в палеонтологической экспозиции находки, сделаны в районе Ливенцовки, — там, где, вероятно, была излучина реки, куда течением приносило умерших животных.
Практически все представленные в виде окаменелых останков звери жили в те времена, когда с севера наступал ледник, остановившийся где-то на границе Ростовской и Воронежской областей. Посему было не так уж и жарко (климат менялся постепенно), и сама территория Дона напоминала скорее саванну. Да и Дон выглядел по-другому — могучий поток «протодон», пройдя через равнину (будущее Азовское море), впадал в Керченский пролив, а там в Черное море.
Горбы верблюду были не нужны
Какие же животные представлены в палеонтологическом зале? Первым посетитель увидит алютенского верблюда (впервые найден на реке Алюте в Румынии), у которого отсутствует … горб, из-за чего он похож на ламу. Нужды в горбе (то есть, в запасах воды) в мягком климате саванны не было.
Удивит посетителя и окаменелые останки того же слона Громова, жившего около трех млн лет назад, особенно если сравнивать его с далеким потомком — мамонтом, обитавшем на равнинах Дона десять тысяч лет назад. То, что потомок оброс шерстью, неудивительно: все-таки похолодало. Но зубы у них одинаково менялись по несколько раз за всю жизнь.
Но у слона — большие плоские зубы с редкими поперечными выступами наверху(он питался мягкой листвой) и большие прямые клыки, которыми он раздвигал ветки. А у мамонта на поверхности зуба выступы частые: жевать ему приходилось уже не мягкую пищу, а кое-что более жесткое (мягкой листвы вокруг уже практически не было). Да и клыки у него были не только велики, но и загнуты: ими он выкапывал из земли коренья.
А бобры-то были степными
Нельзя не сказать и про еще одно дивное существо — большерогого оленя, размах рогов которого доходил до четырех метров. Поддерживать их ему помогали особые костяные отростки на черепе. С появлением лесов этот вид вымер, так как было ему не развернуться среди деревьев.
Жили около трех млн лет назад в наших степях-саваннах бобры и … жирафы, дикие кони, похожие на зебр, первобытные бизоны (предки зубров): останки одного из них нашли в 1950-х при строительстве Цимлянской плотины.
Словом, есть на что посмотреть и про кого послушать в зале «Палеонтология Дона». А для самых маленьких здесь существует «палеонтологическая песочница», где, порывшись в песке, можно найти … зуб бизона.