Круглый стол «Пятидневная война: год спустя»
В Ростове-на-Дону прошел круглый стол, посвященный годовщине событий в Южной Осетии.
Собравшиеся эксперты и журналисты оценили не только события на Кавказе год спустя, но и современную геополитическую обстановку на Большом Кавказе.
По образной оценке Сергея Маркедонова, кандидата исторических наук, заведующего отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа (Москва), Кавказ в прошлом году резко повысил свою геополитическую капитализацию. Страны Запада посчитали распад СССР за финал событий на этой территории. Но до сих пор идет здесь процесс формирования новых государств. Их нынешние государственные границы были проведены по административным советским, что не всеми воспринято однозначно. С 2004 года начались попытки изменить ситуацию. 2008 год принес на Кавказ «российскую повестку дня». С чем столкнется Россия далее в этом регионе? Для Южной Осетии и Абхазии постепенно фактор внешней угрозы будет уходить, но будут нарастать внутренние конфликты. Россия взяла на себя большую социальную ответственность за непризнанные государства. И главным вопросом для нее на Кавказе сейчас является работа со всем спектром политических сил.
По мнению Николая Трапша, кандидата исторических наук, декана исторического факультета ЮФУ, до августа 2008 года Россия была скорее виртуальным игроком на Кавказе, уступая своим оппонентам по многим вопросам. Год спустя очевидно, что она стала игроком серьезным, приобретя еще один шанс сохранить за собой Северный Кавказ. Пятидневная война показала наши сильные и слабые стороны. Среди них – далекая от совершенства армия, неумение играть на современном информационном пространстве, неумение использовать этнические диаспоры, проживающие в стране, позиция которых, как выяснилось, далеко не всегда пророссийская.
Эдуард Попов, доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований, уверен, что в августе 2008 года Россия защитила не только дружественные народы, но и свою территориальную целостность. Иначе была бы возможна цепная реакция: и на Кавказе процесс бы не остановился. Важна победа России и на международном фронте – по-другому снятие с повестки дня вступление Грузии и Украины в НАТО не назовешь.
Владимир Трут, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории
Новейшего времени исторического факультета ЮФУ считает, что признание Южной Осетии и Абхазии западными странами означало бы признание их собственной, не очень умной позиции в отношении прошедших событий. Сегодня международное сообщество не имеет правовой базы для разрешения территориальных споров. А 8 августа 2008 года произошла грандиозная международная провокация, которая долго готовилась. Невмешательство России было бы не просто аморально. Оно бы подорвало ее авторитет на всем Кавказе. А выигрыш на информационном поле, считает Владимир Петрович, был невозможен априори, так как формально российские войска пришли на территорию сопредельного государства. Сейчас на Западе идет понимание, насколько сложны для разрешения здесь все проблемы и звучат, по крайней мере, со стороны журналистов, косвенные извинения. Хотя результат того, что произошло год назад. можно охарактеризовать так: у непредсказуемого политика «вырвали зубы». Но провокации через некоторое время опять возможны, так как опять в Грузию идет вливание больших средств из США.
Насчет будущего непризнанных государств мнения экспертов почти совпали: народы Южной и Северной Осетии хотят объединиться. Но у них самих для этого мало ресурсов, у России их сейчас также немного, так что процесс объединения будет растянут во времени.
Нынешняя российская политика на Северном Кавказе не вызывает восторга у экспертов, хотя, по их мнению, имеется прекрасный управленческий опыт ХIХ века. Решение социально-экономических проблем республик невозможно трансфертами, которые либо исчезают, либо 80 процентов из них идет на содержание чиновничьего аппарата. Нужно искать другие пути финансовых вливаний. Нужно искать источники сброса негативной энергии молодежи: раньше это делалось через военную службу. Стоит всерьез рассматривать проблему переселения из трудоизбыточных регионов, решать проблемы трудоустройства на местах, то есть, заниматься всеми проблемами системно. А что касается Большого Кавказа, то непонятно, почему не используется в политических целях экспансия российского бизнеса в Грузию. Не полностью задействован потенциал сотрудничества с Азербайджаном. Да и влияние на правительства этих стран через диаспоры тоже не стоит сбрасывать со счетов.
Сергей Маркедонов считает, что необходимо бороться с идеей обособленности северо-кавказских республик, не рассматривать их как окраину страны. Здесь нужна интеграционная политика. А чтобы это понять, необходимо системное изучение Кавказа. Сейчас же порой правительству дают советы те, кто имеет представление о нем только по оперативным сводкам.