Последней жертвы не бывает

Вадим Дульчин – Вадим Шанаурин, Юлия Тугина – Светлана Садикова
Как и вообще не бывает жертв в любви. Истинно любящий человек никогда не согласится на жертвы от предмета своей страсти.
Эта мысль четко читается в спектакле по пьесе А.Н.Островского «Последняя жертва», премьера которой на днях состоялась в Ростовском областной академического молодежном театре. Поставил ее в рамках конкурса на должность главного режиссера и руководителя театра режиссер из Санкт-Петербурга Геннадий Круг.
По словам Геннадия Евгеньевича, это просто замечательно, что объявлен такой конкурс. Он помогает встряхнуться и актерам (несколько уже растренированным и потому не во всем сохраняющим свою профессиональную форму), и посмотреть на себя со стороны тем, кто претендует на должность.
Было в театре и такое: один из режиссеров, занимавшийся в рамках конкурса постановкой комедии «плаща и шпаги», так и не довел постановку до премьеры. А что до актеров – так они только рады, когда много работы. Да еще – такой, как в «Последней жертве»! Что греза таить, в последние годы Владимир Чигишев, бывший художественный руководитель театра, очень долго работал над каждым спектаклем, что не всегда шло постановке на пользу. Во всяком случае, его последняя работа, проходившая в таком режиме, по мнению автора этих строк, не носит следов тщательной отделки. В этом спектакле, несмотря на довольно сжатые сроки работы, есть продуманное решение, есть замечательная сценография, есть более чем достойные актерские работы.
Открывается занавес – и зритель попадает в то самое купеческое Замоскворечье, которое из сегодняшнего дня представляет ему номинант национальной премии «Золотая маска», питерский художник Андрей Запорожский. На писаном заднике – Кремлевская стена, в центре сцены карусель с лошадками, как символ круговерти жизни. Она же, останавливая свое круженье, превращается и во внутренние покои дома Флор Федулыча Прибыткова (у Островского, как всегда, фамилии персонажей определяют их жизненное кредо), и в веранду клуба, где знакомятся Ирина Лавровна Прибыткова (Юлия Кобец) и Вадим Григорьевич Дульчин (Вадим Шанаурин), и в дальние комнаты квартиры главной героини Юлии Тугиной. На этой замечательной работе Актрисы (именно так – с большой буквы!) Светланы Садиковой и хочется остановиться подробнее.
Ее Юлия с самого начала воспринимается неземной жительницей в этом мире коммерческого расчета, погони за приданым богатых невест и имениями состоятельных женихов. Она и является впервые зрителю не в вычурной шляпке, как ее тетушка Глафира Фирсовна (заслуженная артистка России Валерия Искворина), а в белом платке, сразу отделяя себя от людей своего круга. Она в самом деле как бы парит над обстоятельствами, ее окружающими, и все действия разоряющего ее мужчины, того самого красавца Дульчина, не воспринимает ею в реальном свете. Ее любовь идеальна, и также идеально она воплощена на сцене. Эта хрупкая женщина так передает страдания своей героини в сцене раскрытия обмана, что ком в горле становится. И дальнейшая сцена ее бреда (сна, сумасшествия – как хотите) воспринимается уже «объясниловкой» для адекватно воспринимающего действие зрителя. Более того, она, с точки зрения автора этих строк, выбивается из общего зрительного ряда своей стилистикой и становится мнимым финалом спектакля.
А в настоящем финале Юлия, уже невеста Прибыткова (результат ловко разыгранной интриги) – вся в белом, точно не будущая жена миллионера, а Христова невеста. И их шествие под руку друг с другом воспринимается похоронами любви Юлии. В будущем ей жертвовать не придется ничем, наоборот, подношения будут только в ее пользу. Да только жизнь ли для нее все это?! Удивительно современный спектакль.
Это статья перенесена на блог со старого сайта, где находилась по адресу http://werawolw.narod.ru. Старый сайт не пополняется С 24.05.2008 и функционирует как архив.
Ростовский областной академический молодежный театр (ТЮЗ)
Другие театры Ростова
Ростовский музыкальный театр
Ростовский академический театр им М Горького
Новошахтинский драматический театр
Ростовский Театр Кукол